Гильдия польских кинорежиссеров выступила с письмом, в котором выразила «возмущение» в связи с решением польской государственной телекомпании TVP продемонстрировать передачу, жестко критикующую обладателя премии «Оскар» — картину Павла Павликовского «Ида» непосредственно перед выходом фильма в эфир в минувший четверг на канале TVP2.
Свирски заявил: «Если фильм призван быть частью национального катарсиса, он должен иметь смысл, с которым польский народ согласен». И добавил: «Нужно говорить о страшных страницах в истории народа, но нельзя это делать оскорбительным для страны образом». Гурштын добавил: «Поляки имеют полное право испытывать раздражение, когда их обвиняют в преступлениях, которых они не совершали или когда масштабы этих преступлений несоразмерны реальным событиям».
В программе также утверждалось, что фильм «Ида» не получил бы своего «Оскара», не представь он события в оккупированной Польше с точки зрения еврейских персонажей. По словам Клопотовского, «если бы этот фильм не вносил свой вклад в защиту евреев в польско-еврейском конфликте, то „Оскара“ бы он не завоевал».
Программа непосредственно предшествовала картине, шла без перерыва и оканчивалась рядом титров, представленных таким образом, что их можно было принять за фрагменты самого фильма. В них утверждалось, что во время оккупации поляки нееврейского происхождения не участвовали в преследовании польских евреев, а напротив, многие из них помогали им бежать от нацистов с большим риском для собственной жизни.
Полный глубокого смыслафильм повествует о готовящейся в монахини 18-летней послушнице, осиротевшей в период нацистской оккупации. Действие разворачивается в 1960-е годы в коммунистической Польше. Главная героиня отправляется на поиски правды о собственном прошлом и о судьбе своей семьи. Фильм представляет собой сложное экзистенциальное исследование вопросов веры, идентичности и прощения и сопоставляет наивность молодой монахини с цинизмом ее тетки.
В своем письме протеста Гильдия кинорежиссеров Польши заявила: «Впервые за 25-летнюю историю свободы государственных средств массовой информации в Польше фильм сопровождался идеологической интерпретацией, которая представила зрителю не анализ главной темы картины или ее художественной ценности, но навязала „свое единственно правильное“ толкование».
И далее: «Такие действия демонстрируют отсутствие уважения не только к создателям фильма, но и к зрителям, которые лишаются возможности самостоятельно интерпретировать фильм. Это признак отсутствия у вещателя веры в тонкость восприятия и интеллектуальные способности зрителей. Это нарушение этических норм и наглядный пример манипулятивных практик пропаганды, которые не соответствуют стандартам СМИ в демократическом государстве».
В полемику также вступили польские кинокритики и теоретики, которые в своем письме протеста заявили, что «представленные TVP титры не были четко отделены от фильма, и многие зрители могли принять их за заглавные титры самого фильма», и что «вместо дебатов мы получили однобокое суждение о картине».
Понятно, что продюсеры фильма обратились за юридической консультацией, чтобы определить, имело ли место нарушение условий соглашения со стороны TVP.
Нападки на репутацию «Иды» на прошлой неделе являются продолжением целого ряда атак на фильм Павликовского, совершаемых националистами на протяжении всего прошедшего года, включая критику со стороны Ярослава Качиньского, главы правящей партии «Закон и справедливость», а также премьер-министра Беаты Шидло.
Павликовский рассказал Variety: «Когда „Ида“ только вышла на экраны, они не обратили на фильм никакого внимания. Это была черно-белая картина в стиле артхаус, без участия известных актеров. Но когда она достигла всемирной аудитории, начала завоевывать награды и оказалась одним из претендентов на „Оскар“, они использовали ее растущую славу для собственной выгоды как часть избирательной кампании, основанной на страхе, чувстве осажденности и кризиса, заявляя, что это антипольский фильм на службе у зловещего всемирного заговора тайных сил против имиджа Польши».
Павловский добавил: «„Ида“ не повествует о какой-то одной проблеме, она — не об установлении исторической правды, это не фильм о польской истории — боже упаси — но многослойная и сложная картина о неоднозначных героях и вечных экзистенциальных вопросах. Что делает их нескончаемые атаки на фильм еще более абсурдными и корыстными».
«Эти националисты вообще не желают иметь дело с реальным фильмом. Большинство из них на самом деле его даже не видели. Они используют фильм просто как предлог, чтобы раздуть патриотизм и выпустить на волю свою вечную одержимость якобы мировым еврейско-немецко-левацко-либерально-российским заговором против Польши. Это их возмутительные ксенофобские заявления наносят ущерб нашей репутации за границей — не мой фильм».
Случившаяся на прошлой неделе атака на «Иду» следует за изменениями, внесенными в польское законодательство о СМИ и дающими партии «Закон и справедливость» право осуществлять прямой контроль за TVP и другими находящимися в государственной собственности СМИ. Партия с сильным уклоном в сторону национализма также приняла меры по ограничению роли конституционного суда и усилению надзора за цифровыми коммуникациями. Европейский союз в настоящее время изучает эти изменения, которые председатель парламента Мартин Шульц уже охарактеризовал как «опасную путинизацию европейской политики».
В субботу более 80 тысяч человек выступили с акцией протеста против того, что было воспринято ими как клеветническая кампания, организованная правящей партией и призванная очернить репутацию бывшего лидера демократов и президента Польши Леха Валенсы. Правительство утверждает, что в 1970-е годы Валенса был платным осведомителем коммунистических секретных служб; Валенса отвергает обвинения и заявляет, что представленные правительством документы являются подделкой.
Павликовский сказал Variety: «Самое ужасное в том, что Польша является живым, демократическим, очень разнообразным обществом, а эти люди, за которых проголосовало всего лишь 6,5 миллиона человек (из 40 миллионов поляков), разрушают имидж нашей общей страны и уже давно».