Российская теннисистка Мария Шарапова — далеко не единственная спортсменка мирового уровня, принимающая допинг. Эта проблема в России приобрела столь широкий размах, что страна рискует полностью лишиться представительства на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро.
За последние годы российский спорт, в особенности легкая атлетика, пережил целый ряд скандалов, связанных с использованием допинга известными спортсменами, некоторым из которых были присуждены высокие награды.
Все началось в декабре 2014 года, когда немецкий телеканал ARD показал первую из трех серий документального фильма «Секретный допинг: как Россия добивается побед» (Doping Top Secret: Russia’s Red Herrings), где российские спортивные власти обвиняются в данном ими разрешении использовать допинг для достижения хороших результатов. Расследование стало возможным благодаря свидетельствам спортсменов Юлии Степановой и ее мужа Виталия Степанова, бывшего сотрудника РУСАДА (Независимой Национальной антидопинговой организации).
По их словам, российские спортсмены систематически принимают запрещенные препараты по указанию их тренеров. После выхода первой серии Валентин Балахничев, с 1991 года возглавлявший Всероссийскую федерацию легкой атлетики, был вынужден покинуть пост.
По результатам дальнейшего расследования, Международной ассоциации легкоатлетических федераций (ИААФ) пришлось временно исключить Всероссийскую федерацию легкой атлетики из своих рядов и поднять вопрос о возможности запрета на участие российских спортсменов в Олимпийских играх в 2016 году.
Российские власти уверяют, что предпринимают все возможные меры, чтобы положить конец использованию допинга и обеспечить прозрачность своей деятельности в этой области. Даже президент России Владимир Путин счел необходимым высказаться по этому поводу. В ноябре 2015 года он заявил, что «вопросы борьбы с допингом в спорте… по-прежнему актуальны и требуют постоянного внимания… Необходимо провести свое собственное, внутреннее расследование и обеспечить самое открытое… профессиональное сотрудничество с международными антидопинговыми структурами».
Тем не менее, авторы третьей серии документального фильма, вышедшей в эфир 7 марта, основываясь на аудиозаписях, обвиняют нового генерального директора РУСАДА Анну Анцелович в том, что она договаривалась со спортсменами о конкретном дне и времени проведения анализов экспертами, что идет вразрез со всеми международными стандартами.
Кроме того, некоторые из российских тренеров, которым международные спортивные организации запретили заниматься профессиональной деятельностью ввиду поощрения приема запрещенных веществ спортсменами, спокойно продолжают тренировать у себя в стране.
Между тем, успели произойти и довольно странные вещи. 14-го февраля бывший исполнительный директор РУСАДА Никита Камаев, намеревавшийся опубликовать книгу о допинге в российском спорте, внезапно скончался в возрасте 52 лет от сердечного приступа. За несколько дней до этого также скончался Вячеслав Синев, председатель исполнительного совета РУСАДА и его бывший глава.
На протяжении последних трех лет в отношении многих российских атлетов, некоторые из которых — олимпийские чемпионы, были применены санкции из-за использования допинга.
В день, когда Мария Шарапова объявила об употреблении ею запрещенного препарата мельдония, в российской прессе появились сообщения о том, что золотой призер Зимних Олимпийских игр в Сочи фигуристка Елена Боброва отстранена от соревнований по той же причине, равно как и Семен Елистратов, олимпийский чемпион и чемпион Европы по шорт-треку.
Министр спорта России Виталий Мутко освобождает от ответственности государство и обвиняет во всем спортивные власти, однако масштабы скандала указывают в другом направлении. С приходом в Кремль, Владимир Путин не только озаботился укреплением военного престижа страны — чтобы продемонстрировать мощь России, он также использует спорт. Не случайно, российский президент так усердно ратовал за проведение у себя Зимней Олимпиады и чемпионата мира по футболу 2018 года.
Не заставляет ли это вспомнить политику, проводимую в той же области коммунистическими лидерами Германской Демократической Республики? Куда интересно подевались все эти специалисты по облапошиванию комиссий допинг-контроля?