Президент Сербии Томислав Николич и глава МИД Ивица Дачич (Ivica Dačić), опасаясь возможной реакции России по поводу ратификации соглашения Сербии с НАТО, проталкивают подписание соглашения о Российско-сербском гуманитарном центре (РСГЦ) в Нише, пишет Blic (4.03). «Николич не смеет явиться на глаза Путину, не имея конкретного решения о подписании соглашения об иммунитете и привилегиях для Российско-сербского центра. Поэтому он и пытается навязать соглашение как приоритетную тему», — приводит издание слова своего источника. В этом Николич имеет поддержку главы МИД Дачича, вместе с которым они, держа данную тему в центре внимания, усложняют позицию премьер-министра Александра Вучича (Aleksandar Vučić), не желающего таким сотрудничеством вызвать раздражение Запада.
По сведениям издания, в вопросе о РСГЦ русские были бы удовлетворены, если хотя бы примерно 20 человек персонала Центра получили бы искомые привилегии. России это нужно по соображениям престижа. Одновременно издание пишет, что на встрече Вучича и российского посла в Белграде Александра Чепурина обсуждался предстоящий визит в Белград Дмитрия Медведева. Русские хотели бы, чтобы он состоялся непосредственно перед выборами в Сербии, сообщает газета.
При этом другая газета, Danas (3.03), указывает, что премьер Вучич не намерен подписывать с Россией соглашение о РСГЦ в Нише, по которому персонал Центра получил бы статус, аналогичный тому, который недавно приобрели представители НАТО в Сербии. По словам «источника, близкого к премьеру», Вучич уже три года отказывается подписывать такое соглашение, и не намерен менять свое решение.
Как утверждает газета, президент Николич пытается убедить общественность в том, что он оказывает давление в пользу подписания соглашения о РСГЦ, чтобы заручиться поддержкой Путина. В аппарате Николича его позицию объясняют стремлением сохранить военный нейтралитет Сербии. «Во всяком случае, знатоки вопроса говорят, что, хотя Российско-сербский центр в Нише не является военным, он мог бы таким стать в очень короткий срок».
На встрече премьера Вучича и посла Чепурина обсуждались вопросы экономического сотрудничества России и Сербии, в частности, важный для Белграда вопрос о возможности беспошлинных поставок автомобилей Fiat сербской сборки на рынки Евразийского экономического союза, указывает «Политика» (3.03). На эту же тему Danas (4.03) публикует большой материал, выдержанный в скептических тонах. Издание напоминает, что вопрос о поставках модели Fiat-500L на рынки обсуждается несколько лет, и переговоры велись в основном с российской стороной. Формальная загвоздка — позиция властей Казахстана, без согласия которых автомобили из Сербии не могут попасть на рынки ЕАЭС.
Речь идет о беспошлинной поставке пяти тысяч автомобилей Fiat, тогда как представители РФ добиваются возможности поставки такого же количества автомобилей Lada в Сербию. Даже без пошлины стоимость модели Fiat-500L составляет от 11 до 16 тысяч евро, а Lada в два-три раза дешевле. Выгода от такого соглашения остается неизвестной, пишет Danas, а вот вред от ввоза дешевых моделей — очевиден.
Российские предприятия прекращают сотрудничать с Турцией и все больше обращаются к сотрудничеству с Сербией, констатирует «Политика» (29.02) по поводу предстоящей в Белграде выставки «Экспо Россия–Сербия 2016». В ней примет участие около 100 российских компаний, работающих в сфере энергетики, транспорта, воздушного и железнодорожного сообщения, строительства, сельского хозяйства, индустрии нефти и газа, фармацевтики, телекоммуникаций, туризма и банковского дела.
В преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года России будут нужны строительные компании с опытом возведения спортивных объектов. Кроме того, российская сторона проявляет интерес к туристическим возможностям Сербии, а также к поставкам автомобильных деталей из Сербии для заводов ВАЗ и КамАЗ.
«Россия согласилась бы на федерализацию Сирии — при условии, что это не будет никем навязано и что страна останется единой и светской», — полагает обозреватель «Политики» (2.03). Однако трудно предположить, что федерализация может означать что-либо иное, кроме как замораживание нынешнего разделенного состояния страны, над частью которой сохраняет власть шиитский режим Башара Асада, над другой частью — суннитские мятежники, над третьей — курды.
Комментируя кризис в отношениях между Россией и Турцией, «Политика» (06.03) сравнивает военные потенциалы двух стран и приходит к такому заключению: «Инциденты с Россией возможны, но война по вине Анкары для турок была бы пагубна». «С помощью сил своего Южного военного округа, которые, относительно территории своей ответственности, вероятно, самые мощные во всей России, Москва может держать турок в состоянии глубокого умиротворения».
«Запад проверяет решимость Путина и готовит ограниченную (?) (знак вопроса в тексте – прим. ред.) третью мировую войну в Сирии, собирая открыто объявленных союзников во всех частях планеты», — рассуждает «Нова Српска Политичка Мисао» (6.03). По словам автора комментария, «во главе России стоит не глуповатый Горбачев, не алкоголик Ельцин, но один из крупнейших российских государственных деятелей всех времен Путин. Он, как президент Кеннеди, который в ходе карибского кризиса смог заставить СССР дрогнуть, сказал Западу: „Довольно!“ И неоднократно предупредил Польшу, Чехию и прочие страны, что они с этого момента находятся на прицеле российских ракет».