Россия ведет психологическую войну против как руководства, так и общественности Швеции. Цель ее действий — манипулировать, разобщать и оказывать влияние на демократические решения. Десяток российских дипломатов в Швеции — агенты разведки. Одному уже пришлось покинуть страну, сообщает шведская Полиция безопасности СЭПО (Säpo). СЭПО заявила об этом 17 марта в своем ежегодном отчете.
Каждый год Полиция безопасности отчитывается о важнейших событиях за прошедший период. В марте 2014 года было заявлено, что Россия готовится к войне со Швецией, доказательством чему послужила закупка большого количества карт. В прошлом году СЭПО сообщила, что русские шпионы представляют для Швеции наибольшую угрозу.
Ряд участников дебатов на эту тему говорят о российской дезинформации и пропаганде. Но никогда прежде шведские государственные органы, такие как Полиция безопасности, не указывали на Россию как страну, несущую ответственность за происходящее.
Шведское общество прочно, утверждает СЭПО. «Но оно все равно может подвергаться воздействию, манипуляциям и испытаниям со стороны иностранного действующего лица, хотя и не находится в состоянии войны».
Комбинация современного оружия и информационного общества привела к тому, что «граница между войной и миром стала расплывчатой». Незаконная аннексия Крыма служит тому примером, по мнению СЭПО. Атака может начаться и достигнуть цели, при том что все остается «облаченным в покровы отрицания, сомнений и дезинформации».
«Полиция безопасности видит, что Россия намерена воздействовать на политические решения и общественное мнение, и не только в Швеции. Воздействие может происходить путем поддержки крайних движений, информационных операций и кампаний по распространению дезинформации».
Цель — подорвать доверие общественности к избранной власти.
СМИ действуют заодно с российскими спецслужбами. Русские медиахолдинги и крупные новостные агентства превращаются в инструменты правительства. СЭПО называет такие СМИ, как RT и Sputnik, входящие в созданный президентом Владимиром Путиным концерн под контролем Кремля.
Еще один пример, который приводит СЭПО, — поддельные письма с подписью министра обороны Швеции Петера Хультквиста (Peter Hultqvist). В одном из писем Хультквист якобы поздравил предприятие BAE Bofors с получением украинского заказа на артиллерийские орудия. По источникам DN, следы подделки ведут в Санкт-Петербург.
СЭПО констатирует: «Искаженная и ложная информация распространяется легко и быстро». Это происходит, когда признанные СМИ сообщают непроверенные данные, а социальные сети распространяют их. Это рискованная ситуация.
«Риск в том, что доверие общественности к освещению новостей падает. То же самое происходит, когда новостное пространство заполняют бессмыслицей с целью сделать картину событий непрозрачной и посеять зерна сомнения».
Обнародование «дополняющих истин», как в случае с поддельным письмом Хультквиста к Bofors, также способствует распространению искаженных фактов.
СЭПО видит здесь прямую связь с официальными действиями российских властей, в том числе пропагандой в Швеции. Ведь официально Россия и Швеция придерживаются разных мнений о войне на Украине. Кроме того, Россия предостерегает Швецию от сближения с НАТО.
Сейчас Полиция безопасности утверждает, что Россия также попыталась посеять раздор внутри Швеции, манипулируя общественным мнением.
«Полиция безопасности представляет себе это так: своими высказываниями Россия попыталась повлиять на шведский выбор внешнеполитической линии. Похожая пропаганда распространяется в социальных медиа Швеции. Те же ложные и искаженные сигналы, что и в общественной пропаганде. Цель — проявить прорусские настроения и создать раскол в обществе», утверждает СЭПО.
СЭПО уверена, что часть лиц, которые были представлены шведскому министерству иностранных дел как дипломаты, на деле являются агентами спецслужб. «Чаще всего они сотрудники службы внешней разведки ГРУ или ее гражданского аналога СВР». По оценкам СЭПО, «примерно треть российских дипломатов в Швеции работают как агенты под прикрытием».
37 российских дипломатов аккредитованы в Швеции. Если СЭПО не ошибается, то примерно десять из них — агенты спецслужб.
СЭПО пишет, что некоторых сотрудников посольства в 2015 году попросили покинуть Швецию. Их деятельность противоречила Венской конвенции о дипломатических связях.
Это объясняет, почему Россия летом 2015 года объявила шведского гражданина, работающего при посольстве в Москве, персоной нон грата, то есть нежелательным лицом. Четвертого августа российский МИД прокомментировал, что эта мера стала «реакцией на враждебность по отношению к российскому дипломату в Стокгольме». Нынешний отчет СЭПО — первое шведское подтверждение того, что российского гражданина действительно попросили покинуть страну.
Агенты России являются, по мнению СЭПО, угрозой как гражданской, так и военной составляющей шведского общества. О деятельности иностранной державы доложила шведская Служба разведки и безопасности (Must). В своем недавнем годовом отчете служба написала следующее: «Регулярно случается, что лица иностранного происхождения следят и различными способами документируют деятельность оборонного ведомства. В ряде случаев эти лица вели себя агрессивно. Must с уверенностью утверждает, что иностранная держава вела обширную слежку за учениями министерства обороны».
Must не уточняет, о каком конкретно государстве идет речь.