Решение российских властей о выводе военных из Сирии вызвало немало дискуссий. Что это — генеральная репетиция перед очередным выпадом на Украине или в странах Балтии или наоборот — еще более горькое поражение, чем то, которое СССР потерпел в Афганистане?
14 марта вечером президент России Владимир Путин, министр иностранных дел Сергей Лавров и министр обороны Сергей Шойгу в телеэфире заявили о прекращении военной операции в Сирии. Для многих это было неожиданным решением, поскольку ранее Кремль неоднократно заверял, что будет там столько, сколько нужно для уничтожения террористов ДАИШ (организация запрещена в России — прим. ред.). Правда, на Западе говорили о том, что реальная цель России в Сирии — стремление помочь Башару Асаду сломить сопротивление оппозиции.
Россия может «сорвать» страны Балтии
Обозреватель Аудрюс Бачюлис убежден, что такой шаг России ничего хорошего Литве не предвещает. «Плохо оцениваю это. Россия не застряла в Сирии, Путин сумел пойти туда, размять свою армию, особенно авиацию, использовать новейшую военную технику и вооружение, которое до этого широко не применялось, обучить пилотов атаковать разрозненные небольшие части пехоты. Это боевой элемент сил Асада», — сказал он.
«Конечно, можно поднимать вопрос, сделал ли он это по своей воле или под воздействием обстоятельств, но это не так уж важно. Для нас самым главным было, что пока Путин воевал в Сирии, у него не было ни мощностей, ни денег, ни времени для начала новой войны где-нибудь у границ России. Сейчас по сути у него развязаны руки», — сказал собеседник Delfi.
Он обратил внимание на то, что в этом году у Путина есть масса возможностей для того, чтобы начать агрессию «хотя бы и против стран Балтии». Страны Балтии недавно подали заказы на поставки вооружения, решили увеличить число военных, однако по сути литовская армия и армии ее соседей остались в прежнем положении. «Во втором полугодии этого года в странах Балтии у нас уже будут более многочисленные американские силы, а в следующем — начнем нормально вооружаться, поступят первые гаубицы, и некоторый резерв, еще больше американских военных в странах Балтии и Польше, поэтому России будет поздно начинать атаку. А пока до сентября мы представляем собой плод, который Путин еще может сорвать», — сказал Бачюлис.
Вместо зеленых человечков — зеленые самолетики
Между тем политолог Нериюс Малюкявичюс придерживается более последовательной позиции. Он не думает, что выход российских военных из Сирии не представляет никакой опасности для Литвы и других стран Балтии. «Я думаю, что не надо бросаться в другую крайность общественной паники. Что бы там ни было в Сирии, нам самим надо дальше заботиться о нашей обороне, безопасности, сначала делать это самим, а потом с партнерами. Точно не надо переходить к сценарию, будто следующим шагом России будут страны Балтии. Такого не будет, я думаю, если Путин будет искать другие слабые точки, то найдет их как на Украине, так в другом месте на периферии», — сказал он.
Политолог обратил внимание на то, что если Россия реально добилась в Сирии того, чего хотела, то этот шаг Путин сделал своевременно. «Американцев внесли в Мюнхенский формат, инициативы Путина, о которых публично сообщили сейчас, кажется, надежное перемирие, создана военная инфраструктура, в ряды поддержки Сирии включены не только партнеры извне и группировка "Хезболла", но и сирийские курды, привлеченные разговорами о еще одной возможной федерализации, которые уже слышались в контексте конфликта на Украине», — сказал Малюкявичюс. По его оценке, в Сирии отчасти повторилась история украинской гибридной войны. Только вместо «зеленых человечков» на этот раз были «зеленые самолетики». Начало такой войны не объявлялось, все было как в тумане, а закончилось коммуникационной победой.