Вывод Россией части своих вооруженных сил из Сирии шокировал весь мир.
Эту ситуацию каждая страна прокомментировала, исходя из своих интересов в Сирии. Руководство Партии справедливости и развития (ПСР) отнеслось к ней с враждебным, но осторожным подходом.
Америка приветствовала это решение. Но, полагая, что в нем есть что-то подозрительное, госсекретарь США поспешил в Москву. Приход России в Сирию был таким же внезапным.
Мы должны видеть и понимать следующее.
С какой стороны ни посмотри, Америка и Запад проиграли в Сирии. Единственный выигрыш от террора, который Америка создала в Сирии и в котором использовала в том числе и нас, — обеспечение безопасности Израиля при дестабилизации Сирии.
Что Россия за пять с половиной месяцев сделала в Сирии? Разваливавшаяся страна вновь устояла на ногах. Россия, совершив девять тысяч воздушных атак на позиции террористов, разбила значительную их часть. Она нанесла большой урон ИГИЛ и «Джебхат ан-Нусра», отрезала террористов от нефтяных ресурсов. Многие из них капитулировали.
Главное, что Россия выиграла в Сирии, — она укрепила убежденность в том, что совсем не похожа на Америку: она взаимодействует с легитимными силами, она — та страна, которая не создает террор, а борется с ним. Но позиция, которую заняла Россия в отношении Турции после уничтожения российского самолета, была ошибочна. Ведь Турция не ограничивается одним только Эрдоганом.
Самой проигравшей страной в Сирии стала Турция. И она продолжает проигрывать.
Все заинтересованные в Сирии государства пытаются изменить свою сирийскую политику или уже сделали это (как, например, США и Россия), но Турция сохраняет свою прежнюю линию и поэтому до сих пор проигрывает.
Первое, что нужно сделать, чтобы исправить эту ситуацию, — действовать сообща с Ираном и вместе объявить о поддержке территориальной целостности Сирии. Из заявлений израильского министерства иностранных дел становится понятно, что цель США и Израиля — превратить Сирию в федерацию. То есть разделить.
И есть множество признаков того, что события развиваются именно в этом направлении.
Визит Давутоглу в Тегеран, на мой взгляд, тоже указывает на это. Позитивные сигналы стали поступать и от России. Очень важно, что она изменила свою позицию в отношении туризма. Выход России из Сирии — тоже благоприятный момент. Только освобожденное ею место не должна занять Америка, поскольку Америка — значит федерация в Сирии. Мир уже близко. Но все внимание — к Америке.
Бюлент Эсиноглу (Bülent Esinoğlu) (член Центрального совета принятия решений Партии «Родина» Турции — прим. пер.)
Как отойти от края пропасти
Первостепенная причина множества проблем и дилемм Турции — катастрофические ошибки и мазхабные тенденции во внешней политике дуэта Эрдоган — Давутоглу, особенно в Сирии.
Последней каплей вдобавок ко всему стало уничтожение российского самолета. А это нанесло серьезные удары прежде всего по нашему туризму и экспорту. Туризм, который играет важнейшую роль в преодолении дефицита платежного баланса, невозможно спасти такими лишь временно помогающими мерами, которые объявил премьер-министр.
Прежде всего корректировка нашей внешней политики, которая принесла сирийскую катастрофу, а затем немедленный мир с Россией — вот наши жизненно важные, приоритетные цели. И не стоит ожидать, что дуэт, втянувший нашу страну в «сирийско-террористическую трясину», сможет достичь их.
В таком случае необходимо национальное коалиционное правительство при удельном весе ПСР, в которое вошел бы и Абдулла Гюль (Abdullah Gül) в качестве вице-премьера или министра иностранных дел.
Такое национальное правительство, которое в эти непростые для страны времена будет способствовать не разобщению и «поляризации» нашего народа, а, наоборот, его сплочению и единству…
Это национальное правительство сможет на 180 градусов изменить нашу внешнюю политику, которая уже не меньше шести-восьми месяцев находится в тупике, и обеспечить неизбежный, необходимый мир с Россией. Только так можно отойти от края пропасти. Наша страна сможет сделать хотя бы небольшой глоток свежего воздуха, а власти ПСР — продолжить свою работу.
Ирфан Айдын (İrfan Aydın) (судья в отставке, член Республиканской народной партии Турции — прим. пер.)