Заявление о выводе российских войск из Сирии внесло значимые изменения в общую конъюнктуру региональной политики. За этим последовало заявление МИД РФ о невозможности денонсировать Московский договор, а правительство и Верховный суд России дали отрицательное заключение по законопроекту о криминализации отрицания Геноцида армян, ссылаясь на технические причины.
Можно считать, что Россия, усилив свои позиции в ближневосточном регионе и увеличив свое влияние на мировые политические процессы, переходит к урегулированию имеющихся проблем. На этом этапе замечается как стремление, так и реальная возможность России нормализовать отношения, как с Западом, так и с Турцией. В тоже время необходимо учитывать, что процесс нормализации российско-турецких отношений продлится достаточно долго, будет продвигаться мелкими шагами, и вряд ли удастся восстановить тот уровень отношений, который был до инцидента со сбитым российским самолетом.
Если до сих пор в армянской прессе обсуждались возможные риски для Армении, связанные с эскалацией напряжения в российско-турецких отношениях, то сейчас начали говорить о рисках возможного восстановления этих отношений.
Кроме того, учитывая наличие российской военной базы в Армении, не исключался сценарий (хотя и крайний), что в случае развертывания военных действий Армения могла превратиться в поле боя.
Другая отрицательная тенденция — спекуляция важными для Армении вопросами со стороны России (пусть и не на официальном уровне) для запугивания Турции. Например, инициированный депутатами партии «Справедливая Россия» Сергеем Мироновым и Николайем Левичьевим законопроект о криминализации отрицания геноцида армян, предложение представителей Коммунистической партии Сергея Обухова и Валерия Рашкина о денонсации Московского договора. Эти темы хотя не получали развития, но и не снимались с повестки, одновременно вызывая некоторые волнения в армянском обществе.
Очевидно, что Россия и Турция, как крупные региональные игрока, имеют ряд общих интересов и рано или поздно начнут искать пути примирения. И не естественно рассматривать это как угрозу Армении или армянскому народу.
В конце концов, устойчивость и мир региона, в первую очередь, в интересах именно региональных стран, в том числе и Армении. Российско-турецкое урегулирование позволит избежать дальнейшего деструктивного влияние той или иной стороны на карабахский конфликт. Россия, как сопредседатель Минской группы ОБСЕ (посредник переговоров), сможет нейтрализовать рост деструктивного влияния Турции на переговорный процесс урегулирования карабахского конфликта. А Армении освободится от угрозы быть втянутой в прямые военные действия и столкновение с Турцией.
Помимо этого, стабильный диалог между Россией и Турцией нейтрализует необходимость спекуляций, дестабилизирующих регион и касающихся, в том числе, армянских интересов, сделает политические развития более предсказуемыми и управляемыми. В этом случае уже не только Россия, но и Турция будут заинтересованы в том, чтобы не нарушать равновесие и стабильность в регионе, и воздержатся от действий, тем или иным образом приносящих вред Армении.