Суд над Надеждой Савченко — позорный показательный процесс в духе коммунистических времен, — указал в своем комментарии, опубликованном на портале iHNed.cz (18.3), Теодор Марьянович (Teodor Marjanovič). Цель этого судилища со сплошь сфабрикованными обвинениями, как считает комментатор, подавить и подчинить Украину России. Владимир Путин хочет, чтобы украинцы боялись, молчали и позволили ему безнаказанно красть их земли. Однако, оказавшись в ретробольшевистской, по выражению Марьяновича, России, Надежда Савченко гордо отказалась участвовать в этом «кровавом театре», и ее поддерживает весь цивилизованный мир.
С особенным удовольствием комментатор подчеркивает правильность выступления премьера Соботки в поддержку Савченко. В заключении Теодор Марьянович отмечает, что подлинной угрозой для Европы являются не беженцы, а Россия с ее стремлением запугать всех, кто слабее, в том числе и Чешскую Республику, так, чтобы никто РФ не оказывал сопротивления.
Героиней в современном и традиционном смысле Надежду Савченко, которую Россия сделала фигуранткой показательного процесса, считает Ондржей Шиндл (Ondřej Štindl). В комментарии на портале Echo24 (22.3) журналист отмечает, что пропагандистские цели, поставленные Кремлем в этом деле, не достигнуты, поскольку Савченко активно и героически сопротивлялась, что сделало ее настоящим символом патриотизма и феминизма.
И сегодня эта феминистка удерживается российским режимом, который презентует себя как власть «мачо», а женские права считает проявлением западного упадка. И это, по мысли автора, является еще одной, пусть неожиданной, сферой, в которой Надя Савченко противостоит Кремлю.
О том, что суд над Надеждой Савченко является вершиной российской пропаганды, в интервью порталу Neovlivni.cz (22.3) заявил чешский корреспондент Йиржи Юст (Jiří Just), который вот уже десять лет работает в России. По его словам, Россия выстроила безумный образ Савченко, который призван воплощать всю современную Украину — фашистскую и русофобскую. Таким образом, процесс должен принизить и дискредитировать Украину. И это, как считает Йиржи Юст, новинка, если говорить о российских политических процессах вообще.
Также он отметил, что потребителями этой пропаганды являются, прежде всего, сами россияне, тогда как на общественность и СМИ на Западе российским пропагандистам так и не удалось повлиять. Западные СМИ, к счастью, не купились на уловку Кремля и по-прежнему рассматривают дело с точки зрения нарушения прав человека. И тут России, как говорится, нечем крыть.
Свое мнение о деле Надежды Савченко на портале iDNES.cz (23.3) высказывает известный аналитик Владимир Вотапек (Vladimír Votápek). Он уверен, что россияне не единожды нарушили права обвиняемой в ходе процесса, что дает основания назвать его политическим. Россия вообще, будучи стороной конфликта, не имела права судить украинку, считает Вотапек. Теперь же, когда «российская часть комедии» увенчалась вердиктом суда, пришло время добиваться от России выдачи Савченко Украине. Возможно, Кремль согласится на это, чтобы хоть как-то ослабить то давление, которое на него оказывает мировая общественность из-за агрессии на Украине.
Чтобы считать Савченко героиней и делать из нее медиа-звезду, нужно отличаться или определенной наивностью, или цинизмом. Так считает комментатор портала Deník.cz (22.3) Иван Хоффман (Ivan Hoffman). Западные политики и общественность больший интерес проявляют не к тому, за что судят «кровавую Надежду», а к тому, кто ее судит, и этим можно объяснить симпатию к подсудимой, считает Хоффман, в частности со стороны чешского премьер-министра. Однако, восторгаясь украинской героиней, ее поклонникам лучше не читать и не смотреть всех тех свидетельств ее преступлений, которые можно свободно найти в интернете, заключает комментатор.
Свои сомнения в героизме Савченко и коварстве российской юстиции в интервью порталу Parlamentní listy (24.3) высказывает аналитик и обозреватель Тереза Спенцерова (Tereza Spencerová). Она отмечает, что российские обвинения имеют под собой реальную основу, и даже Киев не берется их опровергать. Кроме того, голодовка Савченко сомнительна, учитывая ее бодрый и воинственный вид. «Хотя, наверное, украинцы из-за экономической ситуации практикуют голодовки постоянно», — не без черного юмора отмечает аналитик.
Особенно Терезу Спенцерову удивил призыв чешского премьера освободить Савченко. Ни Берлин, ни Париж даже не собираются обсуждать это дело с Москвой, ведь они заранее знают, что это пустая трата времени, учитывая жесткую позицию Путина. Возможно, предполагает чешский аналитик, этим выпадом против России чешский политик просто решил выслужиться перед заокеанскими боссами.
«Российская оккупация Крыма» стала темой интервью с Рефатом Чубаровым, одним из лидеров крымских татар, опубликованного на портале lidovky.cz (21.3). Чубаров рассказал журналистке Петре Прохазковой (Petra Procházková) о том, как осуществлялась операция российских спецслужб в феврале 2014 года, и подчеркнул, что только крымские татары отрицали тот миф, что Крым добровольно и даже с восторгом присоединился к России.
«За это Путин нас ненавидит», — заявил Чубаров в интервью. По его словам, современная Россия катится в пропасть, и спасти ее может только отрезвление. А оно возможно только в случае полного экономического и политического поражения России — в ее же интересах. И именно к этому, считает лидер крымских татар, должен стремиться Запад.
Реакции россиян и российских СМИ на террористические акты в Брюсселе посвятил свой комментарий на радио Česky rozhlas (24.3) Давид Штяглавский (David Šťáhlavský). По его словам, лейтмотивом российской реакции на трагические события стала фраза: «А мы вас предупреждали». Однако Штяглавский не понимает, кто именно и о чем предупреждал? Он отвергает упреки, звучащие из уст российских журналистов о том, что Европе, вместо того, чтобы во всех грехах винить Россию, стоит заняться собственной безопасностью и борьбой с терроризмом.
Европа, считает Штяглавский, не может даже перед лицом терроризма забыть о том, что Россия нарушила международное право и забыла о своих обязательствах. Поэтому на предложение некой помощи от России в борьбе с терроризмом европейские политики смотрят скептически. И если террористические акты в Европе являются для Кремля прежде всего доводом для нравоучений, без анализа собственных действий, тогда Россия, считает Штяглавский, является ненадежным союзником в борьбе с международным терроризмом.