По выражению автора Sabah (28.03), Россия и Турция, которых история и география обрекли быть соседями и друзьями, в конце концов, поняли, что разум и логика требуют скорейшего прекращения напряженности между ними и возобновления диалога. В частности, официальный представитель МИД Мария Захарова заявила, что кризис с Турцией является «временным», а премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу отметил: «Мы тоже верим, что этот кризис является временным».
Кроме того, турецкий премьер подчеркнул: «Турецкие пилоты выполняли свою миссию в рамках правил применения оружия и не знали, что это был российский самолет. Иными словами, это временная ситуация, которая не является следствием стойкой и укоренившейся враждебности в турецко-российских отношениях. Но, к сожалению, несмотря на эту нашу позицию, большинство заявлений из России были, напротив, направлены на углубление кризиса». Автор призывает Москву внять этому заявлению и сделать все необходимое для того, чтобы вернуть турецко-российские отношения в «прежнее конструктивное русло».
«Мы тоже верим, что кризис является временным, а все рационально мыслящие турецкие и российские официальные лица, прежде всего лидеры, осознают необходимость развития благоприятных отношений Турции и России с исторической и географической точек зрения», — добавляет другой автор этого издания (Sabah, 30.03).
Официальные заявления, последовавшие от каждой из сторон в конце прошлой недели, обнадежили экономические круги, питающие надежду на отмену Россией антитурецких санкций, и прежде всего сектор туризма, сообщает Star (28.03). Отмечается, что эти заявления расцениваются как «таяние льдов» в отношениях между двумя странами.
Колумнист этого издания (Star, 28.03) приходит к выводу, что Россия делает шаги на пути к восстановлению отношений с Турцией, и в ближайшее время она, возможно, начнет отменять санкции, введенные в отношении турецких фирм. Тем не менее, сейчас Москва ждет уступок со стороны Турции, о чем свидетельствует заявление пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова о том, что первые шаги к ликвидации кризиса должны сделать в Анкаре.
По мнению журналиста Milliyet (28.03), даже если заявление Марии Захаровой было «сигналом» в адрес Анкары, то налицо наличие определенных «условий», поскольку заявления других российских официальных лиц, в частности, — Дмитрия Пескова, отметившего, что Анкара как причина разлада отношений должна делать первые шаги, а также спикера Совета Федерации РФ Валентины Матвиенко, сделавшей похожее заявление, — не позволяют говорить о каком-либо смягчении позиции России. Москва ждет извинений, подытоживает автор.
Прибытие в Турцию делегации российских военных с целью инспекции турецкой военной базы Командования бригады морской пехоты в рамках Венского документа ОБСЕ о мерах по укреплению доверия и безопасности Dünya (29.03) рассматривает как новое позитивное событие в турецко-российских отношениях.
В этой связи Vatan (30.03) приводит заявление официального представителя турецкого правительства Нумана Куртулмуша (Numan Kurtulmuş), расценившего контакт России и Турции на этом уровне в качестве «позитивного шага» и выразившего надежду на то, что он будет способствовать нормализации российско-турецких отношений.
По мнению эксперта, профессора отделения международных отношений Эгейского университета Танжу Тосуна (Tanju Tosun), визит российских военных инспекторов в Турцию можно считать «символическим» и способным внести позитивный вклад в развитие двусторонних отношений государств (Hürriyet, 29.03).
Как полагает обозреватель Yeni Şafak (30.03), прибытие российских военных в Турцию не предполагает какие-либо важные возможности для преодоления российско-турецкого кризиса, тем не менее, его следует расценивать как один из первых сигналов того, что кризис переходит в стадию смягчения. Ведь ни вражда, ни дружба между странами не бывает вечной, добавляет автор.
Yeni Çağ (1.04) обобщает реакцию российской прессы на информацию о задержании в Турции Альпарслана Челика (Alparslan Çelik), взявшего на себя ответственность за убийство российского пилота Олега Пешкова, катапультировавшегося из сбитого Турцией самолета. Издание делает вывод, что в качестве первого шага на пути к выходу из кризиса в отношениях Турции и России в российской прессе называется выдача Челика России.
Как сообщает Habertürk (2.04), в отношении Альпарслана Челика, задержанного вместе с 13 другими лицами по обвинению в незаконном хранении оружия, турецкая прокуратура настаивает на произведении действий, связанных, в том числе, с его заявлениями об убийстве российского пилота после уничтожения российского самолета.
Согласно Habertürk (1.04), на заседании Комиссии по национальной обороне Великого национального собрания Турции было поддержано подписанное в 2012 году российско-турецкое соглашение о местах российских захоронений в Турции и турецких — в России. Соглашение предусматривает строительство в пяти регионах России мемориальных памятников турецким военнослужащим, погибшим и погребенным в России в годы Первой мировой войны. Также должен быть восстановлен русский памятник, сооруженный в Стамбуле в память о пяти тысячах русских солдат, погибших в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 годов, который был церемониально разрушен с вступлением Турции в Первую мировую войну. Отмечается, что после одобрения данного соглашения на генеральной ассамблее турецкого парламента его процедура ратификации будет завершена.
По итогам двух первых месяцев года автор Dünya (30.03) со ссылкой на данные Союза средиземноморских экспортеров свежих овощей и фруктов констатирует сокращение экспорта Турции в Россию на 75% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Отмечается, что больше всего российско-турецкому кризису оказался подвержен сектор сельского хозяйства, и прежде всего экспортеры свежих овощей и фруктов.
Ряд изданий подводит итоги турецкого экспорта в марте 2016 года в условиях сохранения кризиса в отношениях России и Турции. В прошлом месяце экспорт Турции в Россию упал на 61%, при этом сокращение экспорта свежих овощей и фруктов, несмотря на санкции со стороны России, составило всего 3%. Это, по мнению Milliyet (2.04) и Hürriyet (2.04), означает, что Турции удалось найти новые альтернативные рынки и компенсировать потери от введенных Россией запретов, а «расчет Путина не оправдался».
Как отмечает Sabah (31.03), несмотря на то, что турецкие фирмы, работающие в России, переживают трудные времена, и некоторые из них закрываются или вынуждены сокращать объемы производства, есть компании, которые продолжают бороться и даже наращивают свой оборот в этой стране. В частности, речь идет о международном строительном холдинге Rönesans, который давно работает в России и теснит конкурентов не только в РФ, но и на европейских рынках.
Star (29.03), приводя заявление замглавы МИД РФ Олега Сыромолотова о том, что в марте этого года директор ЦРУ Джон Бреннан (John Brennan) посетил Москву, отмечает: хотя цель визита Бреннана в Россию пока неизвестна, он пришелся на тот момент, когда Россия объявила о своем решении уйти из Сирии.
Обозреватель Yeni Çağ (31.03) вновь обращается к вопросу о причинах выхода России из Сирии. Во-первых, Москва сказала «я тоже есть на Ближнем Востоке и в Сирии»; во-вторых, показала, что останется в Средиземноморье на постоянной основе; в-третьих, укрепила позиции своего союзника Асада; наконец, показала мировому общественному мнению, что является международной политической и военной силой.
Отмечается, что Россия добилась многих своих целей. Под видом борьбы с ИГИЛ она получила возможность испытать свои новые вооружения и обрести опыт в борьбе с терроризмом, обезвредила большое количество боевиков в составе ИГИЛ, которые являются ее соотечественниками (прежде всего чеченцы) и в будущем способны совершить теракты на территории России. Вместо ракетных комплексов С-300, которые Россия давно пыталась разместить в регионе и не могла сделать это из-за возражений Израиля, ей удалось дислоцировать еще более новые и мощные ракетные комплексы С-400.
Но США, как подчеркивает автор, не сдали «сирийский экзамен», не продемонстрировали ожидаемой от них решимости, и единственное, чего они добились, — разожгли кризис в российско-турецких отношениях после уничтожения российского самолета.
Согласно Star (1.04), несмотря на полуторагодичное вмешательство международной коалиции во главе с США и пятимесячное вмешательство России в Сирии, террористическая организация ИГИЛ сохраняет свое доминирование в САР, продолжая контролировать около половины границ страны и крупнейшие месторождения энергоресурсов в таких городах, как Дейр-эз-Зор, Ракка, Хомс, Хасеке.
Колумнист Star (30.03) комментирует эскалацию напряженности в отношениях Армении и Азербайджана, расценивая ее как новый виток борьбы США и России за влияние. Автор приходит к выводу, что напряженность между Арменией и Азербайджаном поддерживает Россия, что во многом связано с политикой США по развитию отношений с Ираном. «Россия снова желает напомнить, что Кавказ — ее зона влияния», — пишет автор.