Христианские левые все еще подают признаки жизни. На этот раз они проявили себя в появлении небольшой публикации «Розовых рыбок» под вполне оправданным заголовком «Против течения». Сами авторы дают себе такое определение: «"Розовые рыбки" — это не классическая политическая партия, экспертная группа или лаборатория идей. С 2010 года мы стремимся стать движением людей, которые действуют на всей территории страны, чтобы изменить политику сбившихся с пути французских левых».
Левые же «заплутали» и даже «исчерпали себя» в рамках «представительной демократии, которая уже больше ничего не представляет».
Весь политический класс в свою очередь окончательно выпустил из рук нить, лишился чувства общего блага, довольствуясь скороспелым ответом на самые разные требования, которые зарождаются в иллюзорном стремлении современного человека избавиться от любых ограничений.
Целостная экология
«Западная современность уперлась сразу в четыре стены: гипертрофированный индивидуализм, изменение климата, доминирование технических наук и всевластие финансовой экономики». Борьба «Розовых рыбок» нацелена, таким образом, на то, чтобы поставить человека выше индивида в духе Мунье, Эллюля, Левинаса и Рикера. Выступают они и за «целостную экологию», о которой говорит папа Франциск. В итоге они формулируют семь ключевых предложений в перспективе президентских выборов 2017 года: введение материнских пособий для всех граждан, реабилитация стабильной семьи, оздоровление демократии, строительство федеральной Европы, развитие инновационных школ и переориентация нашей экономики в сторону роста (или его отсутствия) так, чтобы это было совместимо с экологическими задачами и подразумевало смену модели потребления.
Исправление закона Тобиры… но не отказ от него
«Розовые рыбки» всячески подчеркивают свою приверженность «светскому государству как гаранту плюралистического общества» и то, что они говорят «о политике, а не о религии, чтобы там ни утверждали противники». Это прямой намек на закон Тобиры, который никогда не был им по душе. Сейчас они прямо пишут об этом: «Нам кажется контрпродуктивным менять сегодня весь текст закона, особенно то, что касается союза людей одного пола». Такая осторожная формулировка означает, что закон можно будет поменять хотя бы частично, в том, что касается усыновления. Именно об этом мы с «христианскими левыми» говорили еще с осени 2012 года: пусть будут однополые браки, но с уважением к правам ребенка, у которого должны быть мать и отец. Как бы то ни было, даже такая имплицитная критика закона Тобиры равносильна стремлению отобрать у находящихся не в лучшем положении левых дивиденда от их самой знаковой реформы последних пяти лет.
Этим манифестом «розовые рыбки» с похвальной отвагой пытаются сохранить внутри Соцпартии присутствие «вторых левых» христианского характера, которые изначально против жесткой и непримиримой светской доктрины большинства. В этом-то и скрываются недостатки публикации этой «политической платформы».
Не исключено, что она привлечет больше внимания за пределами партии, среди прогрессивного электората христианской традиции, чем среди активистов Соцпартии. Это самый прогрессивный христианский электорат поддержал Франсуа Олланда на прошлых выборах (особенно в западных регионах страны), однако после голосования по закону Тобиры, «откатился назад», как отмечает демограф Эрве ле Бра, в результате «страшной в предвыборном плане ошибки».
Таким образом, маловероятно, что политическая платформа «Розовых рыбок» сможет добиться хоть какого-то влияния в перспективе выборов 2017 года в агонизирующей Соцпартии, у которой возникает соблазн занять более радикальную позицию по тому, что они считает своей сутью: светскому характеру борьбы. Авторы манифеста явно это понимают: «Мы не нацелены на “победу на будущих выборах”. Своей политической программой мы стремимся предложить иную, более глубокую позицию». В частности по «целостной экологии», которая не является ни левой и ни правой и предвещает «изменение нашего политического пейзажа и даже его переустройство, которое может наступить быстрее, чем можно себе представить».
Объединение невозможно
Подобную точку зрения разделяют и другие упомянутые в тексте группы, вроде «Гражданского духа», «Нового расклада», «Гражданского пакта», «Социальных недель Франции» и «Движения общения» (все они относятся к левым и левоцентристам), а также вышедшего из противников однополых браков «Здравого смысла» (теперь его представители среди «Республиканцев»). Причем в манифесте не случайно неоднократно повторяется понятие «ограничения», пусть даже и без явной отсылки к одноименному журналу целостной экологии, который запустили молодые (и по большей части правые) интеллектуалы, выходя при этом за рамки четко очерченных политических течений.
В любом случае, настоящим движением все это еще никак не назвать. «Розовые рыбки» это хорошо осознают: «Эти движения, которые зачастую выстраиваются вокруг сильной личности, не могут представить во Франции путь коллективной работы: каждый готов объединить остальных вокруг себя вместо того, чтобы раствориться в более широком движении». Как бы то ни было, сам факт публичного появления такого анализа и такого проекта будет воспринят многими как признак возможного возрождения христианской мысли и разрыва с доминирующим сегодня либеральным либертарианством.
Те, кто видят себя в этом движении (как я), порадуются и недавней встрече в Риме папы Франциска с делегацией «Розовых рыбок» и «Гражданского духа», к которой присоединились представители других движений и газет, выступающих за социальное христианство.