Можно себе представить, какой смех сейчас стоит в России: оскандалился не кто-нибудь, а сами главные борцы с допингом из Великобритании, «чистюли», на домашних Олимпийских играх 2012 года отодвинувшие Россию на четвертое место в неофициальном командном зачете по количеству наград.
Именно страна, представители национальной антидопинговой организации которой (UKAD) отправились контролировать своих российских коллег, потому что тем якобы нельзя доверять. Именно UKAD, представители которой в преддверии Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро указывали другим странам на недостатки тамошних программ по тестированию на допинг и которой был доверен контроль над деятельностью всех стран в этой сфере…
Да, это действительно так: именно в Великобритании разгорелся собственный допинговый скандал. О нем стало известно точно так же, как и о российском скандале: благодаря утечке информации при участии журналистов. Их имена из-за некоторых юридических тонкостей остаются неизвестны, однако, признания такого уважаемого врача как Марк Бонар (Mark Bonar) прозвучали однозначно.
Хуже того: руководство UKAD обвиняется в упущениях, сгладить эффект от которых почти невозможно. В течение двух лет оно знало о деятельности врача, но ничего не предпринимало в ответ и лишь требовало от своего информатора дополнительных доказательств. Британский министр по делам культуры, СМИ и спорта Джон Уиттингдейл (John Whittingdale) объявил о начале расследования. Мировой профессиональный спорт, который и без того постоянно подозревают в том, что он насквозь пропитан допингом, после «землетрясений» в России, Кении и Китае получил новый удар. За четыре месяца до начала Олимпиады в Рио-де-Жанейро оказалось, что Запад также замешан в «грязных играх».
Согласно результатам расследования британской газеты Sunday Times, в котором принимали участие также представители немецкого телеканала WDR, входящего в холдинг ARD, Бонар в ходе нескольких встреч признался, что в течение последних шести лет давал допинг в общей сложности более чем 150 британским и иностранным спортсменам. Тем самым он поразил болельщиков в самое сердце: оказалось, что среди этих спортсменов были футболисты из английской Премьер-лиги. Врач даже назвал команды, представители которых были его «клиентами»: «Арсенал», «Челси», а также нынешний лидер Премьер-лиги «Лестер Сити».
Все три клуба, разумеется, открестились от этих обвинений. Однако под подозрение попал не только футбол. В начале этого года, когда UKAD еще считалась «чистой», ее генеральный секретарь Николь Сэпстед (Nicole Sapstead) в интервью BBC указала на риск обнаружения допинга: «Глядя на такой вид спорта как футбол, на зарплаты игроков, на огромное количество болельщиков, на количество продаваемых билетов, на права на телетрансляции — если в связи со всем этим не возникает никакого риска, то я не знаю, каким вообще может быть риск, за исключением чисто физических требований, предъявляемых к спортсменам».
Бонар, кроме того, признался, что в круг его «клиентов» входили также один известный английский игрок в крикет, британские велогонщики, участвовавшие в гонке «Тур де Франс», один британский чемпион по боксу, несколько теннисистов и спортсменов, занимающихся единоборствами. По его словам, он делал им уколы стероидов, эритропоэтина и гормона роста, причем результаты приема этих препаратов оказались «феноменальными». В довершение ко всему допинг, по словам врача, принимали двое профессиональных танцоров-участников британской версии телешоу «Танцы со звездами».
Первым эту информацию огласил некий бывший клиент доктора Бонара, имя которого держится в тайне. Против 38-летнего медика, в последние годы занимавшегося проблемами борьбы со старением, по данным Sunday Times, начато расследование, связанное с иными правонарушениями, не имеющими ничего общего с допингом. В настоящий момент его лицензия отозвана. Три года назад, когда его услугами пользовался нынешний «свистун», Бонар, очевидно, чувствовал себя весьма уверенно и открыто рассказывал ему о своей деятельности, связанной с допингом в спорте высших достижений. В частности, о том, что прописывал атлетам инъекции тестостерона, гормона роста и эритропоэтина.
Поскольку стремительный рост результатов этого атлета привлек к себе внимание, его проверили на допинг и уличили в его применении, в результате чего он был дисквалифицирован на два года. Стремясь сократить срок дисквалификации, он решил «раскрыть карты», но безуспешно. UKAD отказалась принять его показания во внимание и потребовала в электронном письме его адвокату в октябре 2014 года представить ей письменное заявление с приложенными документами, в частности, рецептами в качестве доказательств.
Информатор сделал это, однако, и этого оказалось мало. Когда UKAD в начале 2015 года положила его дело «под сукно», спортсмен обратился в Sunday Times. При содействии WDR газета подослала подозрительному врачу одного якобы спортсмена, а позднее одного якобы спортивного агента, которые записали свои встречи с ним на видео. На одной из этих записей, выложенных газетой в интернет, видно, в частности, как он ест суп в одном из лондонских ресторанов и рассуждает при этом о применении допинга.
Николь Сэпстед приходится теперь защищать действия UKAD. По ее словам, обвинения в адрес организации понятны, но неубедительны. «По закону, UKAD уполномочена лишь заниматься расследованиями действий спортсменов и их окружения, в том числе врачей, если они состоят в какой-либо спортивной организации», — утверждает она. По ее словам, обсуждалась возможность проинформировать о произошедшем британский Генеральный медицинский совет, однако после перепроверки имеющейся в наличии информации специалисты пришли к выводу, что представленных до сих пор доказательств недостаточно. В частности, рецепты, предоставленные спортсменом-информатором, были написаны от руки.
Впрочем, министру спорта такое объяснение, видимо, кажется недостаточным. «Я шокирован и крайне озабочен», — говорится в сообщении Уиттингдейла. «В борьбе с допингом нельзя расслабляться, и правительство уже проверяет, достаточны ли действующие в настоящий момент законодательные меры. Если окажется, то необходимо ужесточение штрафных санкций, то мы незамедлительно начнем действовать».
Примечательно, что никто до сих пор не выразил сомнений в утверждениях врача, не вызывающего, между прочим, особого доверия. При этом открытым остается вопрос, как спортсмен-информатор Sunday Times, очевидно, имевший высококвалифицированных советников, в свое время умудрился «попасться» на допинг-контроле.