Эстония ожидает от предстоящего в июле в Варшаве саммита НАТО решений об увеличении сил союзников, способных противостоять российской угрозе, описывает надежды Таллина Eesti Päevaleht (1.04). Корреспондент газеты, командированный на деньги миссии США при НАТО в узловые точки альянса в Европе (Брюссель, Брунссум и Шецин), делает из поездки вывод: «России нужно показать, что НАТО здесь, на месте, и НАТО настроена решительно».
В преддверии саммита пройдет ряд крупных учений, в том числе по переброске войск из Испании в Польшу. «Никто не хочет раздражать Россию, ни в одном штабе, ни у одного человека в военной форме нет иллюзий, что шаги НАТО в сторону восточной границы и учения могут привести к эскалации напряженности. Если присутствие войск нарастает по одну сторону границы, то оно может возрасти и по другую сторону. Это учтено», — описывает автор настроения в НАТО.
Ряд исследований свидетельствует, что угроза со стороны России для стран Балтии будет в нынешнем году особенно велика. С точки зрения репортера Delfi (31.03), Москва может воспользоваться последним годом пребывания у власти Барака Обамы и летними Олимпийскими играми для активизации военной деятельности в Прибалтике. Автор приводит примеры «рекордного» участия союзников в проводимых в Эстонии военных учениях нынешнего года: так, на учения Saber Strike прибудет 1600 человек с бронетехникой. Своих солдат и офицеров на учения близ российских границ направят США, Германия, Польша, Нидерланды, Финляндия.
Одной из главных целей «военной агрессии» России может стать местность близ польского города Сувалки, через которую Москва захочет соединить свою территорию с калининградским анклавом, предсказывает обозреватель ERR (28.03). По его данным, РФ в связи с «сувалкским коридором» уже пару раз заявляла, что хотела бы создать постоянное сообщение между Белоруссией и Калининградской областью, поскольку нынешнее сообщение через Литву «слишком длинное и уязвимое». Военные и аналитики НАТО больше всего опасаются, что Россия может захватить эти территории, разжигая исторические противоречия между поляками и литовцами. Если «сувалкский коридор» войдет в состав Калининградской области, Литва, Латвия и Эстония будут отрезаны по суше от остальных стран НАТО, сообщение с которыми можно будет осуществлять только по воздуху или по морю.
Из этих умозрительных построений министр обороны Эстонии Ханнес Хансо (Hannes Hanso) делает практические выводы: дополнительные войска США, которые они намерены направить в 2017 году в Европу, практичнее всего размещать в Латвии, Литве и Польше. Сразу по возвращении из США, где министр встречался с военными, он рассказал ERR (1.04) об обещании Вашингтона прислать бронетанковую бригаду, а также боевую технику и снаряжение для еще одной бригады. «Это будет значительное увеличение военного присутствия США в Европе, но пока еще не достигнута договоренность, сколько вооруженных сил США будет направлено в Эстонию», — сообщил министр.
Захват Россией «сувалкского коридора» и «блокада» государств Балтии стали бы серьезным ударом для НАТО и ЕС, согласен эксперт Калев Стойческу (Kalev Stoicescu). Выступая на ERR (28.03), он назвал блокаду прибалтийских республик одной из целей внешней политики России и не исключил, что, если появится такая возможность, Москва «своего не упустит». Несмотря на то, что в целом НАТО намного сильнее России, в регионе Балтии у России есть определенные преимущества, говорит специалист.
Ситуация может стать для России более благоприятной, если после президентских выборов в США Кремль и Белый дом договорятся о новой архитектуре безопасности, согласно которой будет произведен «обмен» Сирии на Украину, отменены санкции и определены новые сферы влияния вопреки желаниям союзников по НАТО. В интервью Postimees (28.03) российский эксперт Андрей Манойло заявил, что «индикатором» возможной сделки станут события на Украине. Не исключено, что решение о выводе российских войск из Сирии было сигналом для американцев, и было заранее с ними согласовано. В ответ от США можно ждать уступок по Украине, они могут отказаться от роли поводыря киевского режима. В результате возможен третий майдан.
По оценке эксперта, американский посол в Киеве ничего не предпримет, чтобы избежать такого развития событий. «Государства НАТО это проглотят, европейские партнеры США обидятся, но проглотят, — не сомневается специалист. — Американцы в отношениях с Россией — прагматичный народ».
Прагматичность американского народа демонстрирует и возможный кандидат в президенты США Дональд Трамп. Он называет НАТО устаревшей организацией, но не исключает, что альянс будет защищать Эстонию от российской угрозы. Eesti Päevaleht (29.03) публикует выдержки из интервью Трампа газете The New York Times, в котором тот, отвечая на вопрос о защите от России новых членов НАТО, в том числе Эстонии, заявил, что США будут выполнять договор.
Тем не менее, Трамп хорошо относится к России и Владимиру Путину, и причиной тому — его советник, бывший глава инвестиционного банка Merrill Lynch Картер Пейдж (Carter Page). По сведениям эстонской газеты, он имел тесные контакты с «Газпромом», а высказывания Пейджа неоднократно совпадали с точкой зрения Кремля на события в мире.
Британский журналист Эдвард Лукас (Edward Lucas) в статье Postimees (29.03) предупреждает, что российский лидер хочет заменить существующий порядок безопасности в Европе новым, где Кремль обладал бы правом вето не на основании права, а на основании размера и весомости России. «Кремль своими безжалостными и не внушающими доверия действиями отвращает и повергает в беспокойство соседние страны, — пишет автор. — Если Путина действительно беспокоят интересы России, он должен смириться с тем, что в случае неправильного решения и он, и Россия неизбежно столкнутся с ограничениями».
Впрочем, страшилки о «русской угрозе», оказывается, не сильно пугают жителей Эстонии. Postimees (30.03) приводит данные мартовского опроса общественного мнения, в рамках которого эстонцы выбирали один из двух ответов: кризис с беженцами или «агрессия» РФ. Почти две трети назвали главной угрозой ситуацию с беженцами, а нападения России боятся 24%.
«Миграционный кризис создал ситуацию, когда жители Эстонии больше не воспринимают Россию как главную внешнюю угрозу, большую озабоченность у них вызывают события в Западной Европе и насилие на Ближнем Востоке», — объяснил газете сотрудник Таллинского университета Пеэтер Эспак (Peeter Espak). По его словам, «зачастую можно услышать, что если Эстония не будет участвовать в распределении беженцев, то государства Европы не помогут ей в случае агрессии России. Свежие данные исследования показывают, что этот аргумент больше не работает».
А депутат Европарламента от Эстонии Яана Тоом (Yana Toom) вообще считает, что санкции против России необходимо прекратить, поскольку они не оказывают должного воздействия на восточного соседа, а лишь укрепляют его экономику, нанося при этом ущерб экономике Запада. В дебатах, организованных Postimees (1.04), она отметила, что россияне сплачиваются вокруг Владимира Путина именно благодаря санкциям и событиям на Украине. «Санкции — дешевая альтернатива войне», — полагает депутат. Ее оппонент, также депутат Европарламента от Эстонии Индрек Таранд (Indrek Tarand) придерживается официальной точки зрения: поскольку Россия своего «поведения» не изменила и идти на уступки Западу не намерена, санкции необходимо продолжить.
На общем фоне публикаций о России исключением оказалась статья в Eesti Ekspress (30.03) о министре обороны РФ Сергее Шойгу. «По своей сути он — отец-командир. Очень конструктивный, волевой, доводит все до конца. Умеет решать системно. По званию армейский генерал, но по образованию инженер-строитель». Такую оценку главе военного ведомства России дал экс-глава Спасательного департамента Эстонии Калев Тимберг (Kalev Timberg), знакомый с Шойгу еще по сотрудничеству с российскими спасателями. «Только один раз он сказал, что Эстония могла бы мягче относиться к русским. Больше мы о политике не говорили».
По словам Тимберга, Шойгу гибок и в то же время решителен, и это видно по его работе по восстановлению армии России, которую он проводит очень уверенно и твердо. И если Шойгу был «самым нейтральным кандидатом» на пост министра обороны, то при определенных условиях он может быть и самым нейтральным кандидатом на пост президента России, делает вывод экс-коллега.