Истории, связанные с ГУЛАГом, советскими трудовыми лагерями каждый раз заставляют нас содрогнуться: холод, голод, пытки. Именно их в нынешнем году, который Дом музыки (зал Suggia) в Порту посвящает России, и намереваются донести до зрителей создатели пьесы «Gulag». И даже если атмосфера, создаваемая 70 актерами, так же далека от бедствий реального ГУЛАГА, как Португалия от Колымы, ветераны войны, студенты музыкальных училищ и безработная молодежь, приглашенные к работе над этой постановкой, все же смогли добиться «наиболее точного изображения лагерной жизни», уверяет музыкальный руководитель спектакля Жорже Прендаш (Jorge Prendas).
Премьера состоялась в понедельник вечером, уникальный показ без запланированного повтора. На одной из последних репетиций, куда удалось попасть Público, царила теплая и дружеская атмосфера, в противовес той, что была присуща воссоздаваемому актерами месту и времени: раздается смех, один из ветеранов закатывает штанину и показывает протез на том месте, где когда-то была нога — плоды еще одной войны. «Видела ли ты когда-нибудь более прекрасную ногу?» — спрашивает он у молодой девушки. Актеры отдыхают перед тем, как приступить к сосредоточенной работе на сцене.
Спустя почти столетие после революции, свергшей русских царей, Дом музыки посвятил нынешний год культуре России, но не забыл и про темную сторону Советского Союза. Художественный руководитель спектакля, лондонец Тим Уилэнд (Tim Weeland), написал эту пьесу специально для отдела образования Дома музыки и для этой группы в частности, после того как собрал рассказы о ГУЛАГе непосредственно в беседах с выжившими узниками, а также из литературных текстов. Делая особый упор на произведения Александра Солженицына, лауреата Нобелевской премии по литературе 1970 года и одного из тех, кто первый поведал широкой публике об ужасах лагерей. Это «истории выживания и смерти», говорит Уилэнд.
К участию в этом культурном проекте в рамках программы «Доступно для всех» Дом музыки намерен привлечь группы, которые как правило оказываются в стороне. На этот раз были приглашены ветераны Ассоциации инвалидов Вооруженных Сил (ADFA) и подопечные Св. Дома Милосердия (Майя), чтобы поработать бок о бок с выпускниками Balleteatro и студентами профессиональной музыкальной школы Эшпинью (EPME). «Поначалу людям трудно выйти из своего привычного окружения, они смотрят друг на друга с недоверием, но потом появляется любопытство. И в итоге они обнаруживают, что им есть, чем друг с другом поделиться», — объясняет Антониу Мигел (António Miguel) из команды Factor E!, который в «Gulag» играет Льва Термена.
«То, как зверь, она завоет»
Колыма — пожалуй, самое холодное место в мире, населенное людьми — была зоной принудительных трудовых лагерей на Дальнем Востоке России, где располагались наиболее известные ГУЛАГи этого темного периода в истории страны. В них политические заключенные содержались вместе с уголовными преступниками. Все они были превращены в неквалифицированных рабочих, многих из которых в этих лагерях ожидала смерть.
Художественная постановка «Gulag» отличается широким спектром персонажей. «Это по истине демократический процесс, — подчеркивает Тим Уиланд. — У всех желающих была возможность выступить отдельно. Все принимают участие в едином процессе». Если учесть, что на сцене действует около 70 актеров, многие из которых подростки, молодые люди и ветераны, можно было бы ожидать, что управление таким количеством людей сродни хаосу. Однако по мнению Уиланда, «каждая группа обладает своей собственной идентичностью: у молодежи много энергии, а пожилые люди способны поделиться богатым жизненным опытом», и это позволяет добиваться особой сбалансированности.
Чтобы воссоздать суровые условия советских лагерей, в спектакле под руководством Жорже Прендаша в адаптированной версии используются «традиционные советские мелодии, которые пели в ГУЛАГе» и стихи Александра Пушкина о снежных вихрях и завывающем ветре, чья музыка была создана всеми участниками постановки. «Это позволяет включать людей в действие, чтобы они чувствовали, что это их спектакль, а не пьесы, в которой они просто участвуют», — объясняет музыкальный руководитель.
«Прими его с любовью»
Как пояснил Абель Фортуна (Abel Fortuna), президент отделения Ассоциации ветеранов войны по городу Порту, ветераны защищают три основные ценности: «свободу, включенность в жизнь общества и дисциплину». Эта организация возникла после 25 апреля усилиями ряда военных, присоединившихся к Движению вооруженных сил, и с момента основания она борется за сохранение ценностей революции и включение в общество лиц с ограниченными возможностями. «Своим участием в спектакле мы имеем возможность продемонстрировать собственную активность, готовность действовать и интерес к культурным событиям, и это является частью процесса реабилитации и интеграции в общество», — объясняет он.
«Эта связь позволяет показать молодежи, что люди с ограниченными возможностями на самом деле обладают здоровьем и силой и являются полноценными гражданами. Увидев человека, у которого нет рук или серьезно нарушено зрение, люди часто стесняются. Но на следующем этапе они уже принимают нас, и теперь инвалидность для них более естественна». Диогу Соареш (Diogo Soares, 19 лет), один из молодых студентов EPME, подтверждает слова Абеля Фортуны: «С ветеранами очень интересно. Они любят шутить и легко подсмеиваются над своими собственными недостатками. Это также нашло отражение в постановке».
При первом сотрудничестве ADFA с Домом музыки два года назад ветераны выходили на сцену, чтобы рассказать свои истории. Ужасы, пережитые ими во время колониальной войны. «Мы могли говорить о вещах, которые никогда никому не рассказывали, — вспоминает Абель Фортуна. — Даже нашим близким». На этот раз эти истории произошли не с ними, но с русскими людьми — гражданами далекой страны. «Этого достаточно, чтобы подействовать исцеляюще».