Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
На один вечер Дом музыки превращается в советский ГУЛАГ

Музыканты, ветераны войны, студенты и безработная молодежь в минувший понедельник воссоздали на сцене одного из залов Дома музыки атмосферу исправительно-трудовых лагерей Сибири в рамках мероприятий, посвященных году России.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Истории, связанные с ГУЛАГом, советскими трудовыми лагерями каждый раз заставляют нас содрогнуться: холод, голод, пытки. В нынешнем году, посвященному году России, эту атмосферу намереваются донести до зрителей создатели пьесы «Gulag». Ветераны войны, студенты музыкальных училищ и безработная молодежь на сцене Дома музыки в городе Порту смогли добиться «наиболее точного изображения лагерной жизни».

Истории, связанные с ГУЛАГом, советскими трудовыми лагерями каждый раз заставляют нас содрогнуться: холод, голод, пытки. Именно их в нынешнем году, который Дом музыки (зал Suggia) в Порту посвящает России, и намереваются донести до зрителей создатели пьесы «Gulag». И даже если атмосфера, создаваемая 70 актерами, так же далека от бедствий реального ГУЛАГА, как Португалия от Колымы, ветераны войны, студенты музыкальных училищ и безработная молодежь, приглашенные к работе над этой постановкой, все же смогли добиться «наиболее точного изображения лагерной жизни», уверяет музыкальный руководитель спектакля Жорже Прендаш (Jorge Prendas).

Премьера состоялась в понедельник вечером, уникальный показ без запланированного повтора. На одной из последних репетиций, куда удалось попасть Público, царила теплая и дружеская атмосфера, в противовес той, что была присуща воссоздаваемому актерами месту и времени: раздается смех, один из ветеранов закатывает штанину и показывает протез на том месте, где когда-то была нога — плоды еще одной войны. «Видела ли ты когда-нибудь более прекрасную ногу?» — спрашивает он у молодой девушки. Актеры отдыхают перед тем, как приступить к сосредоточенной работе на сцене.

Спустя почти столетие после революции, свергшей русских царей, Дом музыки посвятил нынешний год культуре России, но не забыл и про темную сторону Советского Союза. Художественный руководитель спектакля, лондонец Тим Уилэнд (Tim Weeland), написал эту пьесу специально для отдела образования Дома музыки и для этой группы в частности, после того как собрал рассказы о ГУЛАГе непосредственно в беседах с выжившими узниками, а также из литературных текстов. Делая особый упор на произведения Александра Солженицына, лауреата Нобелевской премии по литературе 1970 года и одного из тех, кто первый поведал широкой публике об ужасах лагерей. Это «истории выживания и смерти», говорит Уилэнд.

К участию в этом культурном проекте в рамках программы «Доступно для всех» Дом музыки намерен привлечь группы, которые как правило оказываются в стороне. На этот раз были приглашены ветераны Ассоциации инвалидов Вооруженных Сил (ADFA) и подопечные Св. Дома Милосердия (Майя), чтобы поработать бок о бок с выпускниками Balleteatro и студентами профессиональной музыкальной школы Эшпинью (EPME). «Поначалу людям трудно выйти из своего привычного окружения, они смотрят друг на друга с недоверием, но потом появляется любопытство. И в итоге они обнаруживают, что им есть, чем друг с другом поделиться», — объясняет Антониу Мигел (António Miguel) из команды Factor E!, который в «Gulag» играет Льва Термена.

Иногда становится «трудно работать с таким количеством людей на сцене». Не из-за разнородности труппы, но ввиду ее многочисленности, признается актер. Между тем ветераны Ассоциации инвалидов Вооруженных Сил не разделяют подобных чувств. Жоаким Баптишта (Joaquim Baptista) из ADFA объясняет, что для него и его товарищей работать с таким количеством людей не составляет особого труда. «Мы не профессиональные военные, но именно колониальная война сделала нас инвалидами. Спустя много лет мы храним некоторые ценности службы, одной из которых является дисциплина. И это также ощущается здесь в группе. Наша дисциплинированность и командный дух в итоге становится ценностью, усваиваемой молодыми людьми».

«То, как зверь, она завоет»

Колыма — пожалуй, самое холодное место в мире, населенное людьми — была зоной принудительных трудовых лагерей на Дальнем Востоке России, где располагались наиболее известные ГУЛАГи этого темного периода в истории страны. В них политические заключенные содержались вместе с уголовными преступниками. Все они были превращены в неквалифицированных рабочих, многих из которых в этих лагерях ожидала смерть.

© flickr.com / VictorДом музыки в Порту в Португалии
Дом музыки в Порту в Португалии


Художественная постановка «Gulag» отличается широким спектром персонажей. «Это по истине демократический процесс, — подчеркивает Тим Уиланд. — У всех желающих была возможность выступить отдельно. Все принимают участие в едином процессе». Если учесть, что на сцене действует около 70 актеров, многие из которых подростки, молодые люди и ветераны, можно было бы ожидать, что управление таким количеством людей сродни хаосу. Однако по мнению Уиланда, «каждая группа обладает своей собственной идентичностью: у молодежи много энергии, а пожилые люди способны поделиться богатым жизненным опытом», и это позволяет добиваться особой сбалансированности.

Чтобы воссоздать суровые условия советских лагерей, в спектакле под руководством Жорже Прендаша в адаптированной версии используются «традиционные советские мелодии, которые пели в ГУЛАГе» и стихи Александра Пушкина о снежных вихрях и завывающем ветре, чья музыка была создана всеми участниками постановки. «Это позволяет включать людей в действие, чтобы они чувствовали, что это их спектакль, а не пьесы, в которой они просто участвуют», — объясняет музыкальный руководитель.

«Прими его с любовью»

Как пояснил Абель Фортуна (Abel Fortuna), президент отделения Ассоциации ветеранов войны по городу Порту, ветераны защищают три основные ценности: «свободу, включенность в жизнь общества и дисциплину». Эта организация возникла после 25 апреля усилиями ряда военных, присоединившихся к Движению вооруженных сил, и с момента основания она борется за сохранение ценностей революции и включение в общество лиц с ограниченными возможностями. «Своим участием в спектакле мы имеем возможность продемонстрировать собственную активность, готовность действовать и интерес к культурным событиям, и это является частью процесса реабилитации и интеграции в общество», — объясняет он.

«Эта связь позволяет показать молодежи, что люди с ограниченными возможностями на самом деле обладают здоровьем и силой и являются полноценными гражданами. Увидев человека, у которого нет рук или серьезно нарушено зрение, люди часто стесняются. Но на следующем этапе они уже принимают нас, и теперь инвалидность для них более естественна». Диогу Соареш (Diogo Soares, 19 лет), один из молодых студентов EPME, подтверждает слова Абеля Фортуны: «С ветеранами очень интересно. Они любят шутить и легко подсмеиваются над своими собственными недостатками. Это также нашло отражение в постановке».

При первом сотрудничестве ADFA с Домом музыки два года назад ветераны выходили на сцену, чтобы рассказать свои истории. Ужасы, пережитые ими во время колониальной войны. «Мы могли говорить о вещах, которые никогда никому не рассказывали, — вспоминает Абель Фортуна. — Даже нашим близким». На этот раз эти истории произошли не с ними, но с русскими людьми — гражданами далекой страны. «Этого достаточно, чтобы подействовать исцеляюще».