Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Потомственные чекисты

Анджей Ломановский — советолог публицист газеты Rzeczpospolita комментирует российскую провокацию: план по организации в Катыни выставки, посвященной «польским концлагерям».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российское военно-историческое общество собирается организовать в Катыни выставку о «польских концентрационных лагерях». Представитель этой организации Михаил Мягков заявил: «Есть ведь тема, связанная с нашими красноармейцами, которых польские власти бросили в концлагеря. Говоря о Катыни, мы должны помнить, что там похоронены не только польские военные, но и наши советские граждане».

Fronda.pl: Радиостанция RMF FM сообщила, что Российское военно-историческое общество собирается организовать в Катыни выставку о «польских концентрационных лагерях». Представитель этой организации Михаил Мягков заявил: «Есть ведь тема, связанная с нашими красноармейцами, которых польские власти бросили в концлагеря. Говоря о Катыни, мы должны помнить, что там похоронены не только польские военные, но и наши советские граждане».

Анджей Ломановский (Andrzej Łomanowski):
Российские власти заботит тема военнослужащих, интернированных в Советском Союзе. Де-факто СССР не вел войны с Польшей, а Польша — с СССР. После смоленской катастрофы Владимир Путин выступил по российскому телевидению и сказал, что катынское преступление совершили сотрудники НКВД по приказу Сталина. Телеканал «Россия» показал фильм «Катынь» Анджея Вайды. Кроме того российский президент дважды посетил Бутовский полигон, где находятся огромные захоронения 30-х годов: это москвичи, которых НКВД вывезло в Бутово и расстреляло.

Однако позднее Кремль постарался обо всем этом забыть, и поэтому сейчас возникают «жемчужины» вроде идеи Российского военно-исторического общества, которое возглавляет министр культуры Владимир Мединский, недавно, впрочем, посещавший Польшу. Это отменный пример российской пропаганды последнего 10-летия, он будто сошел с экранов телевизора. На сайте упомянутого Общества есть рубрика под названием «Памятные даты военной истории России». 15 июля прошлого года в годовщину Грюнвальдской битвы там появилось сообщение, что победу в ней одержали русские войска при поддержке литовцев, чехов, татар и поляков (именно в такой последовательности).

Безумие, царящее в российских элитах и людях, сконцентрированных вокруг них, порой просто невозможно описать словами. Министр Мединский написал роман «Стена». На основе этого произведения один телеканал при поддержке Министерства культуры снял сериал. Это рассказ об эпизодах боев за Смоленск между Москвой, Великим княжеством Литовским, а потом Речью Посполитой. Это телепроизведение ни в чем не уступает пропаганде сталинских времен. Здесь можно вспомнить фильм «Александра Невский», в котором изображена «извечная борьба славян с германским нашествием». А в новом сериале мы имеем дело с изображением «извечной враждебности Западной Европы к России» и прочими пропагандистскими приемами.

Во всем лепете российских чиновников на тему выставки в Катыни правда лишь то, что в 1920 году в Польше находилось несколько десятков тысяч пленных красноармейцев. Но они пребывали не в концентрационных лагерях, а обычных лагерях для военнопленных — в основном в окрестностях Торуни, Быдгощи и в Поморье. Они умерли из-за эпидемий, которые в те годы истребляли не только военнопленных, но и местное население. Свидетельством об этих временах служат воздвигнутые в Казимеже-Дольном на деньги американских поляков огромные бани, которые были призваны помочь местному населению следить за гигиеной и предотвратить новые эпидемии, в частности, тифа. Неслучайно после 1921 года границу между государствами, которые обрели независимость, и СССР называли «санитарным кордоном». На советской территории свирепствовали разные эпидемии, с которыми не могли справиться власти. Такая ситуация сохранялась вплоть до середины 1920-х. Но наш сосед таков, каков он есть. Остается лишь пожать плечами или рассмеяться. Но это не меняет того факта, что идея выставки в Катыни — это бесстыдная провокация, направленная против Польши и нацеленная на то, чтобы проверить нашу реакцию. Чем более резкой она будет, тем будет лучше для инициаторов этой акции.

— Можно ли говорить здесь об очередных попытках размыть российскую ответственность за Катынь и выдвинуть тезис, что Катынское преступление было местью за убийство красноармейцев поляками? Такую версию российские историки продвигают со времен Михаила Горбачева.

— Разумеется. В более общем плане эту версию представил в документальном фильме «Катынь» сам Владимир Путин. Из уст российского президента прозвучали слова, что Катынь стала местью Сталина за 1920 год. Потом появились более детальные версии: поляки убивали советских военнопленных, поэтому они несут ответственность за то, что их офицеров расстреляли в Катыни или Харькове. Российская властная элита в значительной мере происходит из спецслужб. В русском языке есть выражение, которое сложно перевести на польский: им называют очередное поколение семьи, занимающееся той же самой профессией. В России его употребляют, например, в отношении дипломатов, но также и чекистов. Это потомственные чекисты. Их очень много. Их семьи, даже если они не были напрямую связаны с Катынским преступлением, культивируют все те же мифы и ту же идеологию, свободно говоря об этом публично. Можно наблюдать определенный механизм, который ведет к такого рода действиям. Что мы можем с этим сделать? Только покрутить пальцем у виска.


Впрочем, не стоит забывать о существовании группы независимых российских историков, которые пытаются честно изучать эти темы. Однако около двух лет назад в России усилилась неформальная цензура: не только в интернете, но и в книжных публикациях. В особенности это касается работ о Второй мировой войне. Никто не ведет исследований и не издает книг, например, на тему российских коллаборационистов военного времени. Этой темы в России просто нет. На официальном уровне главенствует идеология победоносной Великой Отечественной войны, где весь советский он же русский народ стоял на верной стороне и бил всю Европу, которую Гитлер, будто Наполеон, объединил против Москвы. Такого рода взор постоянно присутствует в российском общественном пространстве.

— Есть ли шанс, что российская историческая политика изменится? Дождемся ли мы когда-нибудь извинений за Катынское преступление или хотя бы свободного от пропаганды диалога?

— Я думаю, в этом случае можно положиться на польскую пословицу: «свеча ярче всего вспыхивает перед тем, как погаснуть». Через несколько лет нынешняя идеология естественным образом начнет сходить на нет. Партнеры для разговора у нас в России есть, например, среди ученых. Так что мы можем надеяться, что как только идеологическо-цензорский колпак начнет покрываться трещинами, мы сразу же найдем нормальных россиян, с которыми сможем откровенно обсудить эту тему. Но это произойдет лишь тогда, когда наконец исчезнет цензура.