В Росархиве много секретных материалов, до которых исследователи хотели бы добраться. Многие из них подозревают, что перевод архивов в непосредственное подчинение Путину станет препятствием для этого.
Многие граждане России довольно отрицательно отреагировали на новость о том, что Федеральное архивное агентство будет переподчинено от Министерства культуры напрямую президенту России.
Исследователь организации «Мемориал» историк Никита Петров совсем не относится к изменениям так отрицательно. По его мнению, хорошо, что Архивное агентство переведено из подчинения Министерству культуры обратно в подчинение президенту, как это было в 1990-е годы.
«Росархив таким образом станет более независимым, и, наверное, будет получать больше денег из государственного бюджета».
История страны под особой защитой Путина
Для президента Владимира Путина важна историческая точность. Об истории страны нужно рассказывать так, чтобы не нанести урона чести страны. На этой неделе, на заседании организационного комитета «Победа», Путин отметил, что нужно бороться с искажением истории.
«Необходимо пресекать любые попытки оболгать, сфальсифицировать прошлое, в том числе принизить решающую роль нашей страны в разгроме нацизма», — сказал Путин.
День Победы 9 мая относится к тем событиям, которые объединяют практически весь народ, и поэтому этот праздник очень важен для патриотического воспитания.
История — отражение государства
Многие подозревают, что переход Росархива в подчинение Путину осложнит работу исследователей. Генеральный директор Национального архива Финляндии Юсси Нуортева (Jussi Nuorteva) хорошо знает Росархив. Он не верит в то, что руководство государства станет мешать работе исследователей.
«Сейчас спекулируют на тему того, что государство потребует от исследователей работать в соответствии со своими взглядами, но такое тяжело сделать при помощи подобных правительственных действий».
Традиционно материалы хранятся в государственных архивах в России значительно дольше, чем в Финляндии. По решению президента время хранения некоторых документов будет сокращено с 75 лет до 50 лет.
Новое правило затронет документы, связанные с частными лицами. Речь идет, например, о трудовых договорах чиновников. «Это может быть рационально, в Финляндии мы храним лишь 15% всех документов», — говорит директор Нуортева.
Папок с секретными документами много
На работу исследователей может повлиять и то, с какими документами они будут иметь возможность ознакомиться. Это беспокоит историка Никиту Петрова. Много материалов по-прежнему находится вне досягаемости исследователей. «Материалы о преследованиях инакомыслящих в советское время по-прежнему скрыты от нас», — отмечает Петров.
Доступ к архивным материалам значительно ограничен, и исследователям всячески мешают ознакомиться с материалами, которые могли бы быть в доступе.
Принципы работы Росархива сильно отличаются от финских. В Финляндии все, что отдельно не объявлено секретным, считается открытым. В России все, что отдельно не заявлено открытым, считается секретным.
Архивы России все же сделали много для того, чтобы документы стали доступными для общественного пользования. Директор Российского государственного архива социально-политической истории Андрей Сорокин очень доволен этим. «Например, мы оцифровали и сделали доступными для общественного пользования весь личный архив Сталина», — рассказывает Сорокин.
Работа, тем не менее, продвигается медленно, а общественность хочет намного больше. Интерес граждан к истории, по мнению Сорокина, — хороший знак. «Наше общество нуждается в активной работе в отношении к прошлому», — говорит он.