Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Нобелевский лауреат Светлана Алексиевич рассказывает об аварии на Чернобыльской АЭС

© AP Photo / Markus SchreiberБелорусская писательница Светлана Алексиевич
Белорусская писательница Светлана Алексиевич
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Белорусская писательница Светлана Алексиевич известна благодаря произведению «Чернобыльская молитва», в котором она собрала свидетельства пострадавших при аварии на Чернобыльской АЭС. В 2015 году она была удостоена Нобелевской премии. Мы поговорили с писательницей об изменениях в белорусском общественном сознании и перспективах атомной энергии.

Белорусская писательница Светлана Алексиевич известна благодаря произведению «Чернобыльская молитва», в котором она собрала свидетельства пострадавших при аварии на Чернобыльской АЭС. В 2015 году она была удостоена Нобелевской премии. Мы поговорили с ней об изменениях в белорусском общественном сознании и перспективах атомной энергии.

Nikkei: После аварии на Чернобыльской АЭС прошло 30 лет. Как вы сейчас воспринимаете эту трагедию?

Светлана Алексиевич: Чернобыль стал страшной трагедией для человечества. Раньше не случалось ничего подобного. Все события были абсолютно новыми, поэтому прошлые знания никак не пригодились. На ликвидацию последствий аварии были направлены войска, однако для чего было нужно оружие? Многие люди работали на месте аварии без защитной одежды. В результате они умерли в страшных муках. Поразило бессилие в отношении повреждений, вызванных радиацией. Пришлось пересмотреть существовавшие представления о том, что природу можно покорить при помощи научных технологий. То есть пришло осознание того, что на Земле людям не следует быть завоевателями. Возможно, эта авария стала предупреждением: человечеству нужна новая философию для сосуществования с природой.

— Как возникла идея книги «Чернобыльская молитва», в которой собраны свидетельства пострадавших при аварии?

— Чернобыль — это тема, обладающая глубоким смыслом с точки зрения истории человечества. Эта книга стала большим вызовом для меня. Меня интересовала не информация от очевидцев, а фундаментальная проблема сути человеческой жизни. Я встречалась с этими людьми четыре — пять раз и беседовала по несколько часов. В результате на написание книги ушло 11 лет.

— Также вы написали книгу «Цинковые мальчики», в которой собраны истории военнослужащих, участвовавших в боевых действиях в Афганистане в 1980-х годах, и их семей.


— Подобные произведения, в которых собраны отдельные истории, напоминают журналистику, однако отличительная черта моих книг заключается в создании симфонии за счет компиляции этих историй в соответствии с замыслом. Подобные произведения я называю романом голосов, поскольку они рождаются из фактов. Искусство постоянно ищет новые формы высказываний. Литература не исключение. Мои книги — попытка создать новый литературный жанр: я составляю свидетельства очевидцев, осознавая, что у произведения должна быть кульминация и финал. Я хочу, чтобы читатели дочитали произведение до конца и посочувствовали людям, которые оказались в страшных обстоятельствах. Поэтому я уделяю особое внимание читабельности и красоте высказываний. Мир наполнен негативной информацией. Большинство, скорее всего, не станет читать произведения, в которых слишком много рассказывается об ужасах.

— Некоторые отмечают, что люди постепенно забывают о трагедиях.

— Людям свойственно привыкать к новым обстоятельствам. Люди стараются избавиться от плохих воспоминаний. Большинства пострадавших при аварии на Чернобыльской АЭС уже нет в живых. Тем не менее в результате аварии появилась опасная область, в которую нельзя будет заходить еще несколько тысяч лет. Для человека несколько тысяч лет — это бесконечность. В отличие от войн и стихийных бедствий, последствия атомных аварий ощущаются на протяжении долгих лет. Правительство постаралось, чтобы граждане забыли об этой аварии как можно быстрее. Местные власти оказались не настолько цивилизованными, чтобы отнестись к этой аварии со всей серьезностью. Были и примеры преступной халатности: коренным жителям разрешили вернуться в загрязненные районы. После аварии в Белоруссии продавалась сельскохозяйственная продукция из Чернобыля. Почти все, кто покупал эту продукцию, болеют по сей день. Некоторые умерли. Это техногенная катастрофа, которые ученые предсказывали еще за 20 лет до трагедии. Как можно в таких условиях забыть об этой аварии?

— В 2011 году произошла авария на АЭС «Фукусима-1». После этого многие решили отказаться от атомной энергетики.

— Когда я приехала в Японию в 2003 году, представители атомной отрасли говорили, что АЭС не страшны даже крупные землетрясения. Тем не менее авария произошла. Для АЭС опасность представляют не только такие непредсказуемые обстоятельства, как землетрясения и теракты. Возникает серьезная проблема, которая заключается в том, что делать с отработанным топливом. Необходимо стремиться к альтернативным источникам энергии, как это делает северная Европа, однако нереально требовать, чтобы весь мир полностью избавился от АЭС. Скорее всего, переход к безопасным источникам энергии будет постепенным. В этом случае необходимо соответствующее образование, которое пересмотрит существующие социальные ценности. Сейчас в некоторых семьях по четыре машины. В таких условиях не удастся избавиться от атомной энергетики.

— Почему вы поднимаете социальные проблемы?

— Я хотела показать то, что вышло в результате погони за социалистической утопией. Из-за существования мобилизационной системы для постоянной борьбы с внешними врагами люди не могли жить спокойно. В конце концов страна развалилась. Сколько крови было пролито ради того, чтобы считаться великой державой. Для личности и общества крайне опасно бездумно принимать на веру идеологию, спускаемую сверху. После распада СССР мы надеялись на появление свободного общества, но этого не произошло. В попытке перекрасить страну в патриотические тона администрация Путина отводит взгляды людей от внутренних проблем, создавая таких внешних врагов, как США, и навешивает ярлыки на таких, как я, называя нас предателями. Уйдет еще много времени на то, чтобы в России выросло демократическое общество.

— Вы планируете посетить Японию в ближайшее время?

— Такие планы были, но у меня обострилось заболевание тригеминального нерва, которое появилось после аварии на АЭС, поэтому сейчас не могу сказать ничего определенного. В последнее время я находилась на длительном лечении в Израиле, однако современная медицина пока не может справиться с этим заболеванием. Если удастся поехать в Японию, я хочу посетить Фукусиму. Хотелось бы сравнить аварию в Японии с чернобыльской трагедией. В Японии я хотела бы встретиться с писателями и учеными, поговорить с ними не только о прямой ответственности за аварию и причиненном ущербе, но и о сути атомной трагедии. Дело в том, что мир еще не осознал все проблемы, которые были подняты авариями на АЭС в Чернобыле и Фукусиме.

— Какова тема вашей следующей книги?

— Сейчас я пишу книгу о любви, старости и смерти. Старение — это очень интересная тема. В результате развития цивилизации продолжительность жизни человека выросла на 20 — 30 лет, но вопрос состоит в том, как использовать это время. В Японии я хотела бы пообщаться с пожилыми людьми.

Обсуждение
Комментариев: 38
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Himera
13 апреля 2016, 01:45
Перезрелая девственница сейчас пишет книгу о любви. Фантазерка...))))))))
r
ru-al-ko
13 апреля 2016, 01:53
Himera, о смерти. Ей давно пора...
sus1
13 апреля 2016, 03:48
Himera, нет,у нее дочь есть. Только выросла она со своими дедой-бабой,потому,что мама двинулась искать правды жизни на запад. Без нее и родители умерли,и дочь выросла. А великая мама нетленные опусы пишет,пишет,пишет....
U
U-2
13 апреля 2016, 09:01
Himera, лично меня не интересуют ни сексуальная ориентация, ни половая жизнь деятелей искусства. Предпочитаю оценивать их произведения и не интересуюсь их личностями.
Рио-Рита
13 апреля 2016, 11:42
U-2, А ведь их личная жизнь и половая ориентация часто влияют на жизнь "деятелей искусства". Все это очень даже взаимосвязано.
U
U-2
13 апреля 2016, 13:40
Belle citation Не соглашусь. Их личные проблемы и пристрастия меня не интересуют. Также, как и их политическая ориентация.
rezpaun
13 апреля 2016, 02:04
Ее форсят только потому что она русофобка?
as99 tt
13 апреля 2016, 02:19
rezpaun, естественно. Ее форсят потому что она русофобка. А она русофобит, потому что ее форсят. Деньги не пахнут...
as99 tt
13 апреля 2016, 02:08
////Белорусская писательница Светлана Алексиевич известна ... Они вообще не имеет отношения к писателям. Обычная ангажированная журналистка.
AlF99
13 апреля 2016, 02:17
А че, Алексиевич, не хочет написать книжонку об аварии на Фукусимской АЭС? И написать вторую часть "цинковых мальчиков" про прикопанных и вылетевших в трубу передвижных крематориев "укропов" на Донбассе?, а может раскроет и тему снайперов на майдане?
Labyx
13 апреля 2016, 02:38
AlF99, то, что Вы предлагаете, не толерастно!
V
Vo1000RRonin
13 апреля 2016, 08:13
AlF99, за это не заплатят же.
de_timur
13 апреля 2016, 14:19
Vo1000RRonin, а то ещё и нобелевку отберут )
sus1
13 апреля 2016, 03:46
Ох. Опять взялась стричь купоны с нобелевской премии. Ну не верю я этой кикиморе! И о трагедии можно говорить другими словами,не захлебываясь в ненависти и не обличая бесконечно ненавистный Советский Союз, а теперь еще более ненавистную Россию. Врет везде. Ну вот,хотя бы,что невралгия тройничного нерва у нее произошла из-за Чернобыля. Ну захотелось ей так. А оно и правда плохо лечится. Но не из-за радиации возникает. Наверное,это ей предупреждение такое-остановись,перестань врать.
GreyCat
13 апреля 2016, 04:09
Ох. Опять взялась стричь купоны с нобелевской премии. ------------ sus1, она не опять взялась, а стрижет со скоростью взбесившейся хлеборезки не останавливаясь ни на секунду. Это ее звездный час. Через полгода-год о ней просто забудут. А надо еще столько настричь.
U
U-2
13 апреля 2016, 09:05
sus1, про невралгию тройничного нерва вы абсолютно правы. Помню эту беду у родственницы, у соседки. Соседка так и осталась перекошенной. Родственнице повезло - всё самоизлечилось практически без врачебной помощи. И Чернобыль тут абсолютно ни при чем.
sus1
13 апреля 2016, 03:52
Я ей еще тему придумала."Грядущая ядерная катастрофа на Украине. Спросите американцев-как своими руками взорвать ядерную мину на АЭС".
V
Vo1000RRonin
13 апреля 2016, 08:15
sus1, где "плохая Россия/СССР!" и "ужасный Путин!"??? Не заплатят ей!
GreyCat
13 апреля 2016, 04:06
В 2011 году произошла авария на АЭС «Фукусима-1». После этого многие решили отказаться от атомной энергетики. — Когда я приехала в Японию в 2003 году, представители атомной отрасли говорили, что АЭС не страшны даже крупные землетрясения. --------------- А когда она уезжала , то вся Япония в едином порыве кувалдами, ломами и голыми руками крушили АЭС. Похоже у бабы мания величия прогрессирует страшными темпами. Достаточно прочитать ее первые статьи и интервью после лауреатства. Ждем, когда себя девой Светланой провозгласит. Недолго уже.
коловратка_Нrodna
13 апреля 2016, 05:06
Уважаемые читатели Иносми. Мне стыдно перед вами, что в моей стране родились такие, как Аликсиевич. Которые на чужом горе, используя модное русофобство получают премии.
Александр Рыбакин
13 апреля 2016, 07:04
коловратка_Нrodna, вам нечего стыдиться.
V
Vo1000RRonin
13 апреля 2016, 08:18
коловратка_Нrodna, тю, да у нас своих "неРоссиян" тоже полно, если за каждого стыдиться, то нервов не хватит!
Ragner-Berkus
13 апреля 2016, 11:21
коловратка_Нrodna, Уважаемая Ваша страна это "русский мир"., а не Беларусь.
Kirmann84
13 апреля 2016, 14:41
коловратка_Нrodna, не печалься, у нас своих литерастов хватает. главное, чтобы эти нытики в наших государствах не рулили, а там за бугром пусть хоть лоб расшибут.
suslik
13 апреля 2016, 05:38
баба Лера по ней тоскует
Александр Рыбакин
13 апреля 2016, 07:03
Как я вчера и предсказывал: не вышло с офшорами - будут тащить на белый свет отработанный кал вроде "пусек" или Алексиевич. Пуськи были вчера, сегодня подоспела Алексиевич. Бинго, так сказать ;)
Pux
13 апреля 2016, 07:23
Садистка. Ковыряет раны, пока не пойдет гной. И делает это вовсе не для лечения.
ч
четослышал
13 апреля 2016, 07:27
Баболеро-2! Реинкарнация.
БЛ
Бобик Лисапедный
13 апреля 2016, 07:37
А может бы редакции прекратить тиражировать продажных тварюшек, находящихся в услужении русофобов?
Александр Рыбакин
13 апреля 2016, 07:47
Byin50, ни в коем случае. Собственно цель ИноСМИ в этом и заключается - чтобы мы не забывали с кем имеем дело. Возможно советское руководство и проиграло пропагандистскую войну, что ограничило советский народ от того, что там о нас думают и пишут.
borisbal
13 апреля 2016, 07:49
Алексиевич отличается от Толоконниковой наличием Нобелевской премии ну и возможно размером члена.
Го
Губернатор о.Борнео
13 апреля 2016, 07:56
Про Россию и Путина только в шестом абзаце, про майдан вообще ничего. Незачёт!
U
U-2
13 апреля 2016, 07:59
Беседовать об атомной энергетике с писательницей? Блин, а мы пинали брежневскую Правду... Наверное, Геббельс нервно курит в сторонке. Завидует, падла!
ш
шурик1
13 апреля 2016, 08:01
отличительная черта моих книг заключается в создании симфонии за счет компиляции этих историй в соответствии с замыслом. ---------------------------------------------- Вот именно. Компиляция. Можно надергать любых фактов под любую идею. С литературой не имеющая ничего общего. В науке компиляторы презираемы, как класс. А тут - Нобелевка по литературе. И вообще довольно мерзкая тетка.
rainyhedge
13 апреля 2016, 08:04
Больше бы подошло, где бессильна медицина.
Kirmann84
13 апреля 2016, 13:58
"Меня интересовала не информация от очевидцев, а фундаментальная проблема сути человеческой жизни. Я встречалась с этими людьми четыре — пять раз..." -- какой богатый аналитический багаж, я в шоке. И она теперь конечно же гуру в этом вопросе (Чернобыль, АЭС, радиация и человечество).
bsmr
13 апреля 2016, 16:24
Странно,что не спросили её про отношение к Курильским островам. Она на ещё одну книгу замахнулась бы...
Ли
ЛГУ им. А.А. Жданова
13 апреля 2016, 23:41
Цинковая баба Света уже берет гранты в иенах ))))))))
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем