«Панамские документы» по-прежнему в центре внимания скандинавских СМИ. Датский медиаконцерн Berlingske недоумевает: «А где же все американцы?..» (Berlingske Tidende, 8.04). Столичная финская газета Hufvudstadsbladet (9.04) констатирует: «Да плевать они хотели на „панамское досье“! В то время, как Дэвид Кэмерон и Сигмунд Гуннлёйгссон потрясены скандалом, большинство мировых лидеров, затронутых „панамским досье“, только пожимают плечами, не удостаивая эту тему своими комментариями. А если и комментируют, то в духе президента Путина — „все это грязные инсинуации с целью нас очернить“».
Журналистка Анна-Лена Лорен (Anna-Lena Laurén) посвятила этой теме сразу две статьи в финской и шведской печати под заголовком «Российскую элиту вывели на чистую воду». Она пишет: «Они долго были неприкосновенными, могли делать, что хотели. Они выводили деньги из России. Дружба с Путиным и швейцарские адвокаты защищали круг Путина. Однако мир изменился так, как они не могли предусмотреть. „Панамские документы“ стали неприятным сюрпризом… Для Путина это — большая проблема; он ведь критикует олигархов за стремление уменьшить налоги, но именно этим и занимаются его собственные друзья!» (Dagens Nyheter, 9.04).
Реакцию на этот «неприятный сюрприз» в России Анна-Лена Лорен описывает так: «Путин и его приближенные рассматривают „панамское досье“ как выпад против российского государства. Это логично — они ведь считают, что они и есть российское государство…» (Hufvudstadsbladet, 11.04).
По мнению политического обозревателя Dagens Nyheter Биргиты Фосберг (Birgitta Forsberg), «Безразличие, с которым русские отнеслись к разоблачению своей элиты — тревожный знак». Она указывает на то, как «по-разному отнеслись к „панамскому архиву“ в России и в Исландии»: «В то время, как множество исландцев шумно протестовали на площади перед парламентом, в России стоял тихий воскресный вечер, и ничего не происходило… Исландцы требовали, чтобы их премьер-министр ушел. И он ушел! Вот как работает демократия!» Журналистка объясняет причины своего беспокойства: «Если никто ничего не сделает с коррупцией в высших эшелонах власти, то у России один путь — вниз. С учетом размеров России это может затронуть весь мир!» (Dagens Nyheter, 10.04).
Нельзя сказать, что в Исландии по поводу «панамского досье» царит полное единодушие. Блогер Эрикур Йонссон (Eiríkur Jónsson) считает, что «подстрекательские действия Шведского ТВ [согласованные изначально вопросы журналистов должны были касаться совсем другой тематики и застали премьер-министра Исландии врасплох] можно расценивать как вмешательство во внутренние дела страны».
Он рассуждает так: «Шведское телевидение SVT — это государственная организация, подчиняющаяся шведскому правительству и финансируемая из бюджета. Эти шведские государственные служащие приезжают в Исландию с ясной целью скомпрометировать премьер-министра и заставить его уйти в отставку. Строго говоря, это покушение на государственный суверенитет! Они заранее планировали создать такие условия, при которых премьер-министр, а еще лучше — всё правительство — ушли бы в отставку, а потом были бы назначены внеочередные выборы» (eirikurjonsson.is, 12.04).
В результате панамского скандала радикально вырос рейтинг президента Исландии Оулавюра Рагнара Гримссона. Если еще в начале года его решение после 20 лет более не выставлять свою кандидатуру на высший пост (forseti.is, 1.01.2016) сопровождалось комментариями «Давно пора!», то, как считает политолог Стефания Оскарсдоттир (Stefanía Óskarsdóttir), на фоне политической нестабильности теперь «многие желали бы его возвращения» (Iceland Monitor, 11.04).
Премьер-министр Сигмунд Гуннлёйгссон был вынужден «отойти в сторону» и уступить место министру рыболовства (следующая по важности должность для этой страны) Сигурдуру Инги Йоханссону (Sigurður Ingi Jóhannsson), по первой профессии ветеринару. В свою очередь, министр иностранных дел Гуннар Браги Свеинссон (Gunnar Bragi Sveinsson) перешел к управлению рыбной отраслью, а его пост заняла Лилья Д. Альфредсдоттир (Lilja D. Alfreðsdóttir), работавшая большую часть своей карьеры в Центральном банке Исландии, а в 2010–2012 годах представлявшая свою страну в МВФ. В Исландии это назначение восприняли «как большую радость для сторонников ЕС, поскольку 10 лет назад Альфредсдоттир как раз состояла в Высшем совете движения за присоединение к Европейскому Союзу» (Iceland Monitor, 9.04).
Следует отметить, что правоцентристское правительство Гуннлёйгссона в 2015 году отозвало поданное предыдущим левоцентристским правительством Йоханны Сигурдадоттир (Jóhanna Sigurðardóttir) заявку в ЕС и обеспечило консенсус всех политических партий в том, что «такая заявка не будет подана иначе, как при высказанном на референдуме одобрении всего исландского народа» (forseti.is, 1.01.2016). Сам же ныне отставленный премьер Сигмунд Гуннлёйгссон вошел в политическую элиту на волне финансового кризиса 2008 года, став одним из идеологов движения In Defence Of Iceland — «В защиту Исландии от требований оплатить долг банкиров»; до этого он изучал экономику и, как свидетельствует его страница в Facebook, стажировался в Копенгагене и Москве.
Что было бы, если бы на месте премьера Сигмунда Гуннлёйгссона оказался кто-то другой?— задает вопрос блогер Эрикур Йонссон. «Предположим, корпорация Би-би-си, которую финансирует британское правительство, подстраивает такую же западню для президента Путина, а потом распространяет компрометирующее его интервью по всей России. Народ собирается на Красной площади и с криком и шумом требует его отставки. У кого-нибудь были бы сомнения в том, что это грубое вмешательство во внутренние дела и атака на руководство России? Кто-нибудь думает, что российские военные самолеты не поднялись бы сразу в небо, а корабли не вышли бы в море? А у нас в Исландии даже не вызвали шведского посла в МИД!» (eirikurjonsson.is, 12.04).
«Панамское досье» не произвело большого впечатления и на Wikileaks. Эта «конкурирующая организация», как охарактеризовала ее норвежская газета Aftenposten (7.04), «имеет определенные сомнения относительно репутации журналистов, занимавшихся „панамским архивом“», поскольку «их финансируют американские власти, в частности, USAID».
По совпадению, официальный представитель Wikileaks Кристин Храфнсон (Kristinn Hrafnsson) — родом именно из Исландии, два раза уволенный с работы за расследования банковского кризиса 2008 года и три раза за то же самое получавший звание «Журналист года». Также по чистому совпадению в тот же день, когда было вынуждено уйти в отставку правительство Исландии, вышли из тюрьмы банкиры, замешанные в кризисе 2008 года, отсидев только 1 год из назначенного им срока в 4,5 года (Iceland Monitor, 7.04).
Сообщение о создании в России Национальной гвардии вызвало предположение, что «Путин создает свою собственную армию в 210 тысяч человек, чтобы защитить себя от народа и элиты» (Aftonbladet, 7.04). Блогер Эйнар Бьорн Бьярнасон (Einar Björn Bjarnason) высказывается еще более категорично: «Решение Путина о создании Национальной гвардии вызывает удивление. Возможно, он собирается отменить конституцию и закрепить за собой всю власть?» (einarbb.blog.is, 8.04). Наконец, англоязычное региональное издание Independent Barents Observer (12.04) характеризует новую структуру как «Национальную гвардию с лицензией на убийство, в том числе и за рубежом».
Проект «Северный поток–2» неожиданно нашел сторонника в одном из самых непримиримых комментаторов делового издания Dagens Industri (12.04). П.М.Нильссон (PM Nilsson) считает, что «Швеция должна сказать „да“ Северному потоку» из принципиальных соображений: «У Швеции — самая протяженная береговая линия на Балтике. Она уже подключила к своей энергосистеме Литву и может протянуть еще не один подводный кабель. В интересах Швеции сделать так, чтобы все страны региона уважали международные соглашения, но Швеция и сама должна уважать интересы других стран. Защищать свою безопасность, саботируя чужой газопровод, — это прямое приглашение России поступать так же. Швеция должна придерживаться международного права — одновременно усиливая свой флот и сотрудничая с НАТО!»
Интервью норвежских спортсменов Уле-Эйнара Бьорндалена и Петтера Нортуга (Petter Northug) российским СМИ чрезвычайно удивили Скандинавию. «Бьорндалена принимают в России как поп-звезду, — пишет Dagbladet (13.04). — Однако его удручают различия между богатыми и бедными».
Едва ли не все издания — не только спортивные, но и общего формата — процитировали слова Бьорндалена о том, что «Олимпиада в Сочи была лучшей из всех, в которых ему довелось принимать участие, для спортсменов делалось абсолютно все возможное, лучше просто и быть не может». При этом газета Aftenposten (7.04) замечает, что российская спортивная компания «Ски Мир» — один из главных спонсоров спортсмена. Особое внимание вызвало его утверждение о том, что «России очень повезло с Путиным — в спортивном смысле» (Västerbottens-Kuriren, 8.04).
Газета Dagsavisen (8.04) замечает: «Когда Бьорндален хвалит Путина, ему бы стоило кое-что добавить…». Издание VG Nett (7.04) привлекло одного из главных экспертов страны по России, сотрудницу Института международных отношений Юлию Вильгельмсен (Julie Wilhelmsen), которая уверена: «Бьорндален высказывался с чисто спортивной точки зрения», однако пояснила, что «после аннексии Крыма отношения между Россией и Западом очень политизированы, и любое замечание такого рода может послужить легитимации путинского режима. На самом деле никто не поддерживает Путина, посмотрите, во что он превратил Россию!»
Российский портал R-Sport взял интервью у лыжника Петтера Нортуга, которое также цитируется в СМИ региона. Нортуг чрезвычайно популярен в России, отмечают СМИ, причем не только среди болельщиков, но и среди коллег. Илья Черноусов отзывается о нем как о «лучшем лыжнике в мире и прекрасном примере для подражания». В свою очередь, сам Нортуг хвалит Сергея Устюгова: «Он, как и я, мастер спринта, он отличный тактик и вообще очень хорошо себя проявил в этом сезоне» (Dagbladet, 10.04).
Как пишет пресса, Нортуг «потряс российских читателей», пообещав «воспитывать своих детей в России» — когда и если они у него будут: «В Норвегии им было бы трудно расти». Более того, говорит Нортуг: «Кто знает, возможно, на следующих Олимпийских играх я буду выступать за Россию, если Владимир Путин сделает мне хорошее предложение!» По мнению газеты Aftonbladet (12.04), это была шутка…