Колумнист Milliyet (12.04) констатирует определенное смягчение атмосферы напряженности, возникшей в отношениях России и Турции после уничтожения российского самолета 24 ноября 2015 года. Отмечается, что некоторые российские официальные лица, говоря о будущем российско-турецких отношений, стали использовать более сдержанный тон, а турецкое правительство при каждой возможности выражает стремление к нормализации отношений.
Журналист T24 (13.04), напротив, полагает, что в урегулировании российско-турецкого кризиса не удалось добиться ни малейшего прогресса за пять месяцев, прошедших с момента уничтожения российского самолета. «Турция не признает свою ошибку, не приносит извинений, не демонстрирует какого-либо ощутимого доброго намерения положить конец кризису. Россия же не отступает от своей жесткой и эмоциональной позиции, которую она заняла с самого начала», — пишет автор.
В некоторых материалах внимание обращается на тот факт, что обеспечить определенный прогресс в налаживании отношений способна выдача России задержанного в Турции Альпарслана Челика (Alparslan Çelik), взявшего на себя ответственность за убийство катапультировавшегося российского пилота.
«Интересно, Анкара даст какой-нибудь сигнал Москве и накажет Челика по всей строгости закона за убийство российского пилота? Или же она поступит иначе и скажет: „Какая связь? Он ведь был арестован за незаконное хранение оружия“? А, может быть, даже освободит его?» — размышляет обозреватель T24 (13.04).
Если Турция передаст России убийцу российского пилота, и сторонам удастся убедить друг друга, нормализация в отношениях с Россией не за горами, полагает автор Star (13.04).
Нормализация с Россией необходима, подчеркивает автор Birgün (15.04), но ее не стоит ожидать в ближайшее время.
Milliyet (13.04), сообщая о достижении «Газпромом» договоренности с турецкими частными импортерами природного газа о цене на 2016 год, отмечает: это событие создало впечатление, что напряженность в отношениях России и Турции, к которой привело уничтожение российского военного самолета в Сирии, не будет иметь какое-либо заметное влияние на торговые отношения двух стран в газовой сфере, хотя в минувшем феврале «Газпром» заметно сократил поставки природного газа в Турцию из-за разногласий по цене.
Согласно Akşam (14.04), «запрет на импорт турецкой продукции привел к рекордному росту цен на продовольствие в России». При этом «напуганные эмбарго россияне, выступающие против решения президента Владимира Путина о санкциях», в условиях растущей инфляции находят выход в выращивании овощей на собственных огородах и дачных участках. Отмечается, что за последние два года продовольственные товары в России подорожали более чем на 42%.
Türkiye (12.04), публикуя результаты опроса «Левада-центра» накануне телемарафона «Прямая линия с Владимиром Путиным», приходит к выводу, что больше всего россиян беспокоит экономический кризис в России. Так, 28% опрошенных хотели бы спросить Путина об уровне доходов, 21% — об экономическом кризисе, 13% — о пенсии. Другие вопросы связаны с коррупцией, деятельностью правительства, образованием, инфраструктурой. Только 4% россиян хотели бы задать Путину вопрос о международной политике, Сирии, Турции или Украине.
Как отметила Vatan (15.04), в рамках «прямой линии» российский лидер попытался перебороть обеспокоенность народа экономической ситуацией в России. Тем не менее, «экономика России находится в гораздо более плачевном состоянии, чем пожелал признать Путин», отмечает издание. В этой связи сообщается, что Россия борется с многочисленными экономическими проблемами, возникшими вследствие удешевления сырой нефти на 50% за последние два года, сокращения доходов государства и компаний, экономических санкций Запада из-за «аннексии» Крыма и украинского конфликта.
Российскую экономику разрушают и некоторые структурные проблемы. В частности, ход экономического развития определяют немногие «энергетические холдинги, действующие в соответствии с директивами российского правительства».
По итогам «прямой линии» Vatan (14.04) констатировала, что президенту Путину пришлось признать: из-за санкций, введенных в отношении турецких товаров после уничтожения российского самолета, нарушившего турецкое воздушное пространство, жизнь в России подорожала.
Yeni Çağ (14.04) назвала «шокирующим» вопрос 12-летней Вари Кузнецовой «если бы Эрдоган и Порошенко одновременно тонули, кого из них вы бы спасли?»
Türkiye (14.04), приведя заявление Владимира Путина «мы протянем руку помощи всем, кто этого хочет», пришла к выводу, что российский лидер «протянул оливковую ветвь Турции», и расценила это как «сигнал к нормализации российско-турецких отношений».
Колумнист Star (16.04) назвал «неубедительным» пояснение президента РФ о том, что причина создания Национальной гвардии — «контроль за оборотом оружия». Автор приходит к выводу, что главными задачами новой структуры станет оперативное подавление восстаний, возникновение которых в ближайшее время ожидается в России.
«Если Путин не пойдет на экономические реформы и не исправит ситуацию, связанную с санкциями в отношениях с Западом, Россия станет ареной массовых бунтов», — заключает журналист.
СМИ сообщили о решении Управления по телекоммуникации и связи Турции (TİB) закрыть доступ к сайту Sputnik и одобрении этого решения мировым судом района Гёльбаши (Анкара). Vahdet (14.04) в этой связи подчеркнула, что российский портал Sputnik публиковал новости антитурецкого содержания.
Diken (14.04) отметила, что после «самолетного кризиса» в отношениях Турции и России Sputnik время от времени становился мишенью провластных турецких СМИ. Кроме того, в рамках «прямой линии» президент России Владимир Путин жестко раскритиковал турецкое правительство.
По выражению главного редактора Sputnik TR Махира Бозтепе (Mahir Boztepe), если бы не этот информационный ресурс, никто не узнал бы об «абсурдности» уничтожения Турцией российского самолета, а также о связях Партии справедливости и развития Турции с ИГИЛ (T24, 14.04).
Как отметил турецкий корреспондент Sputnik Хикмет Дургун (Hikmet Durgun), решение TİB о закрытии доступа к сайту — удар по свободе печати и праву читателей на получение информации.
В центре внимания Taraf (13.04) и Star (16.04) — проект канала, связывающего Каспийское море с Персидским заливом. Отмечается, что этот проект позволит российским кораблям выходить в открытые моря без необходимости в турецких проливах, осуществит мечту России о выходе в Индийский океан и Средиземное море.
Как полагает преподаватель Технического университета Йылдыз, профессор Нуршин Атешоглу Гюней (Nurşin Ateşoğlu Güney), сейчас претворение в жизнь канала Каспий — Персидский залив не представляется возможным из-за стоимости этого проекта (Star, 16.04).
По мнению преподавателя Сакарийского университета, профессора Эбубекира Софуоглу (Ebubekir Sofuoğlu), этот проект способен смягчить отношения Турции, России и Ирана, поскольку Россия перестанет «упорствовать» в вопросе черноморских проливов (Star, 16.04).
Со ссылкой на заявление премьер-министра Сирии Ваиля аль-Хальки (Vail Nadir Halki) издания сообщили о подготовке правительственными войсками САР совместно с российскими военно-воздушными силами операции в Алеппо с целью очистить этот стратегически важный город от «всех незаконных вооруженных формирований, не присоединившихся к соглашению о прекращении огня или нарушающих перемирие» (Akşam, 11.04).
«Московское правительство и сирийский диктатор Асад, пользуясь молчанием общественного мнения, готовятся к новым массовым убийствам», — пришла к выводу Akşam (12.04), отметив, что цель — захват Алеппо, где в последнее время сирийская оппозиция добилась значительного прогресса.
Приведя заявление начальника Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ Сергея Рудского о том, что штурма Алеппо не планируется, Dünya Bülteni (11.04) и Milliyet (12.04) отметили, что на брифинг, на котором прозвучало опровержение данной операции, не пустили турецких репортеров информагентства Anadolu Ajansı, несмотря на то, что они были приглашены. Haber7 (12.04) расценила этот факт как «некрасивый выпад» России в отношении Турции.
По мнению обозревателя Milli gazete (11.04), Сирия — часть российского плана по ослаблению Турции, а в более широком смысле — российской политики по воссозданию царской России. Отмечается, что через выведение Турции из игры Москва желает, во-первых, спуститься на юг и упрочить свое влияние на Балканах, в Черноморском и Кавказском регионах, во-вторых, усилить свое присутствие в Средней Азии и снова взять этот регион под свой контроль, в-третьих, разрушить влияние США в этом регионе.
В этой связи Россия вновь выносит на повестку дня хронические проблемы Турции и региона: в частности, армянскую проблему через Нагорный Карабах, а также курдскую проблему через курдскую Партию «Демократический союз» (PYD) в Сирии и Рабочую партию Курдистана (РПК) в Турции. Автор приходит к выводу, что путь к разрушению планов России лежит через создание «тюрко-исламского союза».
По выражению автора Star (11.04), попытки России найти «турецкий след» в нагорно-карабахском конфликте (в частности, заявление премьер-министра РФ Дмитрия Медведева о том, что на ситуацию в Нагорном Карабахе может влиять «турецкий фактор») следует понимать как желание России вовлечь Турцию в войну на Кавказе и разорвать ее связи с этим регионом. Отмечается, что война в данном регионе даст России возможность на неопределенное время «под видом миротворцев» разместить в Нагорном Карабахе свои вооруженные силы.
Dünya Bülteni (11.04) и Vatan (17.04), сообщая о поставке первой партии ЗРК С-300 в Иран, отмечают, что эти зенитно-ракетные комплексы способны эффективно поражать самолеты и баллистические ракеты, несмотря на то, что произведены по старой российской технологии, и до сих пор считаются одними из самых эффективных средств ПВО в мире.
Vatan (16.04) со ссылкой на британское информагентство Рейтер сообщает о визите главы элитного подразделения «эль-Кудс» Корпуса стражей иранской революции Касема Сулеймани (Kasım Süleymani) в Москву. Как отмечает издание, этот визит приходится на момент появления информации о том, что режим Асада в Сирии готовится при воздушной поддержке России захватить город стратегического значения Алеппо.
Военные расходы и оборонный бюджет России — в фокусе внимания автора Taraf (17.04). Он отмечает, что главным основанием роста затрат на оборону в России за последние два года является, прежде всего, ее вмешательство в украинский и сирийский кризисы. Подчеркивается, что рост военных расходов РФ объясняется начавшимися с приходом к власти Владимира Путина попытками восстановить былой вес и влияние страны на международной политической сцене.