Как заявил Naviny.by (13.04) политолог Валерий Карбалевич, «визит Александра Лукашенко в Турцию связан с поиском новых рынков сбыта и желанием напомнить о Белоруссии как о переговорной площадке. При этом Москва, у которой сейчас напряженные отношения со Стамбулом, не станет выражать недовольства поездкой Лукашенко в Турцию».
«Сам факт визита Лукашенко в Турцию — это троллинг Кремля«, — не сомневается политический обозреватель Александр Класковский («Салідарнасць», 13.04). «Белорусский лидер снова получит дополнительные баллы в глазах Запада, с которым он сейчас хочет улучшить отношения. Он показывает: видите, я не марионетка Кремля, я самостоятельный игрок, и без оглядки на Путина лечу туда, куда мне нужно. В Кремле, конечно, поморщатся, но ничего не скажут. Лукашенко уже принимал Алиева, ближайшего союзника Анкары, и в том же украинском вопросе сильно дистанцировался от Москвы. На самом деле жизнь заставляет крутиться, и теперь этот, казалось бы, достаточно пустой лозунг многовекторности, который долгое время висел, как флаг в безветренную погоду, затрепетал на ветру и начал наполняться реальным содержанием».
«Визит Александра Лукашенко в Турцию свидетельствует, что Белоруссия не хочет разрывать связи с партнерами из-за конфликтных действий Москвы», — продолжает тему в «Белорусском партизане» (14.04) директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований Арсений Сивицкий. «Во-первых, этот визит связан с тем, что Белоруссия претендует на роль миротворца в урегулировании российско-турецкого кризиса. Я полагаю, что вновь будет озвучено предложение Белоруссии выступить в качестве своеобразной переговорной площадки, где Россия и Турция могли бы разрешить свои противоречия, обсудить ситуацию, возникшую из-за сбитого бомбардировщика. Можно говорить о том, что белорусская внешняя политика все меньше оглядывается на внешнюю политику России. И это во многом является следствием того, что российская сторона не координирует свои внешнеполитические действия, не проводит соответствующие консультации с белорусской стороной перед тем, как принимать то или иное решение и реализовывать действия на международной арене. Я бы не сказал, что Минск предпринимает действия вопреки Москве, но Белоруссия, прежде всего, проводит свою независимую внешнюю политику, основанную на национальных интересах».
«Конфликт между Турцией и Россией может дать новый импульс отношениям Минска и Анкары», — полагают белорусские аналитики, мнения которых публикует «Товарищ.online» (16.04). Они считают, что нынешний визит Лукашенко в Стамбул не стоит рассматривать как углубление сотрудничества с региональным соперником России в пику Москве: это «прагматический шаг, продиктованный в первую очередь финансовыми интересами». По сведениям политолога Дениса Мельянцова, на закрытой для СМИ встрече Эрдогана и Лукашенко речь шла о возможном посредничестве Белоруссии в улаживании турецко-российского конфликта. «Ну, и, конечно же, Минск заинтересован воспользоваться ситуацией взаимных торговых санкций РФ и Турции».
У международного эксперта Евгения Прейгермана сложилось впечатление, что «Анкара и Москва уже сами ищут варианты если не примирения, то возобновления замороженного экономического сотрудничества». Предполагается, что инициатива предложить свои услуги посредника-миротворца родилась в Минске, ибо вряд ли Россия захотела бы таким образом повысить статус Белоруссии на международной арене. Тем более, что в Кремле не очень довольны последними действиями Лукашенко, направленными на нормализацию отношений Белоруссии с ЕС и США и наверняка сильно раздражающими российский генералитет и высшее руководство.
«Внезапное появление» Лукашенко в Стамбуле снова заставляет обратиться к так называемой многовекторной внешней политике, которую проповедует официальный Минск. Можно отметить системное стремление официального Минска присутствовать с собственными интересами и в черноморском регионе, подчеркивает политолог Роман Яковлевский («Беларуская праўда», 15.04). Он призвал обратить внимание на то, что на саммите ОИС отсутствует Россия, имеющая статус наблюдателя, которого добивается Белоруссия. «То есть, так называемое Союзное государство на столь масштабном мусульманском форуме представляет Лукашенко, а не Путин, у которого более шести миллионов граждан-мусульман. Похоже, Эрдоган, в отличие от приглашения высокого гостя из Минска, так и не приглашал Путина в силу их нынешних межличностных отношений. А может быть, Путин и сам „продинамил“ мероприятие, как он это сделал с недавним ядерным саммитом в Вашингтоне».
«Путин подтолкнул Лукашенко к Евросоюзу», — на это мнение правозащитной организации Freedom House ссылается «Товарищ.online» (12.04). Подчеркивается, что «экономическое и политическое давление Кремля вынудит Минск продолжать попытки по улучшению отношений с Западом».
В преддверие 25-летия образования СНГ Naviny.by (13.04) пишут, что, «несмотря на попытки реформирования, СНГ в лучшем случае останется структурой для решения лишь задач далеко не первого ранга». Юбилей приближается в обстановке нового усиления разногласий между участниками Содружества. Поэтому СНГ при всех своих недостатках, скорее всего, еще долго сохранится в том же состоянии, то есть будет служить площадкой для диалога стран постсоветского пространства. «Но не более того».
Белоруссия остается противовоздушным щитом России, сообщил «Белрынку» (11.04) военный эксперт Александр Алесин, комментируя завершение процесса формирования объединенной системы ПВО в Восточно-Европейском регионе коллективной безопасности. Он подчеркивает, что «самой приоритетной задачей для высшего военно-политического руководства России изначально являлось создание мощного противовоздушного заслона на западном направлении». Конечно, в российском Генштабе вряд ли надеются, что белорусские силы ПВО смогут перехватить все 100% крылатых ракет, если те полетят на Россию с Запада. Однако, похоже, рассчитывают с их помощью минимизировать количество целей, которое придется на долю российской ПВО, и тем самым обеспечить более надежное прикрытие объектов на своей территории.
Обращаясь к теме военно-промышленного сотрудничества России и Белоруссии, «Новы час» (15.04) отмечает, что РФ «не собирается отказываться от намерения прибрать некоторые белорусские предприятия». Прежде всего, это Минский завод колесных тягачей (МЗКТ), а также «Интеграл» и «Пеленг». Именно эти предприятия являются жизненно важными поставщиками комплектующих и узлов для российской оборонной промышленности, в том числе, для стратегического потенциала России. Наработка этих технологий велась десятилетиями, при СССР в нее были вложены большие деньги.
Конечно, в случае, если Россия повторит этот путь, если вложит деньги, найдет научные кадры, у нее это получается. Но сейчас Россия «вступила в гонку вооружений с США, особенно стратегических вооружений, и нет времени, чтобы сделать паузу, нужно бежать, бежать и бежать». Поэтому при всем своем желании не быть зависимыми, по ряду вопросов россияне все же вынуждены обращаться к белорусским предприятиям. Важно, однако, пишет автор статьи, что Россия не желает полного экономического кризиса в Белоруссии: «Она хочет надавить на Лукашенко, но не до смерти. Ведь если у нас произойдут события, аналогичные украинским, Россия потеряет коридор в Европу. Поэтому Москва, конечно, давит на Лукашенко, но окончательно кислород не перекрыла». И тот «имеет возможность для маневра и будет маневрировать еще долго».