Россия продолжает попытки оказывать влияние на Эстонию, пытается расколоть единство Европы, считает генеральный директор полиции безопасности (КАПО) Арнольд Синисалу (Arnold Sinisalu). Postimees (12.04) публикует его предисловие к ежегоднику спецслужбы, в котором он выражает озабоченность тем, что «Россия продолжает попытки расколоть Европу, и пока территориальная целостность Украины не будет обеспечена, нельзя говорить об обеспеченности безопасности Европы».
КАПО называет ФСБ «самой агрессивной» спецслужбой России. Для достижения своих целей спецслужбы пытаются завербовать не только носителей секретов или высокопоставленных чиновников, но людей «со стороны» и даже из криминалитета. «На фоне агрессии России ослабление ЕС для безопасности нашего государства во много раз опаснее, чем переселяющиеся в Эстонию беженцы», — такое сравнение привел глава контрразведки Эстонии.
В ежегоднике КАПО упоминаются конкретные люди, которые служили в 2015 году интересам России, указывает в передовой Eesti Päevaleht (13.04). Многие из них — это находящиеся на службе Кремля работники СМИ и пророссийские активисты, с помощью которых «Кремль под вывеской политики соотечественников разжигает сегрегацию и пытается подорвать интеграцию». Однако результативность этой работы невелика, поскольку реальность существенно отличается от той, что подают «кремлевские манипуляторы» от СМИ.
В ежегоднике КАПО большое внимание уделено подрывной и пропагандистской деятельности России, обращает внимание читателей Postimees (12.04). В странах ближнего зарубежья, которые Россия считает своей сферой влияния, Москва добивается своих целей, используя в качестве «мягкой силы» СМИ, культурные контакты, средства экономического воздействия и т. п. Русскоязычные каналы СМИ, политические партии, некоммерческие организации, даже церкви используются за рубежом для достижения геополитических целей Кремля.
Новый момент в данном случае — деятельность различных правых и левых популистов, которых «удивительным образом» поддерживает российская пропаганда. Речь идет о «взаимно полезном симбиозе», так как деятельность этих движений поддерживает, в свою очередь, «безупречную работу пропагандистской машины Кремля», которая рисует Эстонию «ксенофобским нацистским государством».
Российская пропаганда за рубежом нацелена на укрепление определенных маргинальных политических сил, готовых сотрудничать с Россией, уверен завкафедрой в МГИМО Валерий Соловей. В интервью Postimees (11.04) он отметил, что речь идет об изоляционистах в ЕС, правых популистах и радикалах, а также различных левых силах, «в которых Кремль видит возможных союзников».
В Москве понимают, что антироссийскую коалицию в Европе разрушить невозможно, но можно ее ослабить, это и есть цель российской пропаганды, объясняет профессор. Впрочем, по его словам, «кремлевская пропаганда» работает эффективно только в ограниченных масштабах: она действенна среди русских, проживающих за пределами РФ.
Жители Эстонии оказались невосприимчивы к «враждебной российской пропаганде», цитирует Postimees (11.04) премьер-министра Таави Рыйваса (Taavi Rõivas). Выступая в парламенте, он заявил, что самое мощное «противоядие» для канала Sputnik — это свободные СМИ Эстонии. Правительственные учреждения не считают Sputnik журналистской организацией и не рассматривают его запросы. По словам премьер-министра, у Эстонии должна быть альтернатива предлагаемой пропаганде, в качестве каковой он назвал телеканал на русском языке ЭТВ+.
Для усиления своего влияния Кремль наряду с «мягкой силой» использует как настоящие, так и мнимые проблемы в западных государствах, в случае необходимости создавая или искусственно усиливая их, комментирует ежегодник КАПО телерадиовещательная корпорация ERR (12.04). Так, под предлогом защиты соотечественников Россия «вмешивается во внутренние дела других государств, нарушает их суверенитет и территориальную целостность».
«Внешнюю политику Кремля в отношении соседей характеризует такой смысловой аппарат как „ближнее зарубежье“, предполагающий, что хороший сосед — это находящийся под контролем сосед». РФ под видом политики соотечественников пытается разжигать сегрегацию и срывать интеграцию русскоговорящих людей, она финансирует действующие в Эстонии объединения и отдельных лиц, которые «необъективно рассказывают» о нарушениях прав человека, — отмечает ERR.
Финансируемые Кремлем «независимые представители гражданского общества Эстонии» выступают на международных встречах и мероприятиях, где дают свои оценки ситуации с правами человека в Эстонии. «Затем, ссылаясь на них, Россия доказывает, что критика с ее стороны справедлива. Фактически же Россия обосновывает свои надуманные обвинения собственными фантазиями».
Создаваемая президентом Владимиром Путным Национальная гвардия напоминает «опричнину Ивана Грозного», пишет московский корреспондент Eesti Päevaleht (11.04). По его словам, президент РФ «кристально честен», когда говорит, что создание Национальной гвардии поможет обеспечению безопасности: «сокращаются риски, связанные с реорганизацией силовых структур, возможности объединения генералов с целью заговоров«. Создание новой структуры приводит автора к мысли, что «власти в канун выборов в Госдуму опасаются выступлений оппозиции и заранее готовят свой „кулак“».
Создание в РФ Национальной гвардии и ее подчинение напрямую главе государства — «превентивная мера против возможного захвата власти ставшим слишком популярным министром обороны Сергеем Шойгу», рассуждает Eesti Päevaleht (12.04). Кроме того, реализация реформы в объявленном виде может подорвать, в числе прочего, и власть ставшего «слишком своевольным» Рамзана Кадырова: «Путин может стать заложником созданного им самим чудовища Франкенштейна, Кадырова».
Планы президента России создать Национальную гвардию могут быть связаны с «подготовкой к подавлению недовольства народа», не исключает Õhtuleht (12.04). В 2011 году власти «не услышали голоса протестующих», в нынешнем сентябре предстоят выборы, так что «возможны новые проявления протеста».
Целью создаваемой в России Национальной гвардии является «защита руководства государства», не сомневается Postimees (12.04) в статье о «личной армии Путина». Кремль хочет быть уверен, что «в случае переворота вооруженные части безоговорочно выполнят приказы». С точки зрения газеты, Владимир Путин не хочет повторения августа 1991 года, когда специальные войска отказывались выполнять приказы ГКЧП.
Отношения между Россией и Западом очень плохие, и в этом виновата Россия, которая «сама поставила себя в тяжелое положение», сообщил советник премьер-министра по внешнеполитическим вопросам Рейн Таммсаар (Rein Tammsaar) аудитории ERR (11.04). Целью обновляемой в России внешнеполитической доктрины является демонстрация, что в мире устанавливается новый порядок: страна превращается в центр силы, влияние США падает, происходит то, что глава МИД Сергей Лавров назвал полицентризмом. «Мне и российским экспертам это очень напоминает Европу XIX века или ялтинские сделки, где были силовые центры, которые делили между собой мир и управляли им», — говорит эстонский чиновник.
Британский журналист Эдвард Лукас (Edward Lucas), комментируя в Postimees (12.04) предвыборную кампанию в США, пишет, что испытывает отвращение к Дональду Трампу, «в том числе, за его безобразные связи с российскими гангстерами». Особую неприязнь вызывают у колумниста высказывания Трампа о необходимости сокращения военных расходов и вклада США в деятельность НАТО. Ведь «Россия успешно напала на Украину, угрожает фронтовым странам НАТО — Эстонии, Латвии и Литве — и не входящим в НАТО Финляндии и Швеции».
США отреагировали размещением в Европе дополнительно тяжелой техники и увеличением военных расходов, однако в самой Европе «реакция была сонной и слезливой». Большинство стран предпочитает по-прежнему вести дела с Россией, а не «противостоять Путину», негодует автор.