Научные сотрудники американской военной академии West Point проанализировали анкеты более 4 тысяч человек, вступивших в ряды ИГИЛ.
Выяснилось, что в ИГИЛ систематически работают над сбором данных об образовании, амбициях и происхождении тех, кто сражается в отрядах организации.
Утечка данных от перебежчика
Когда в 2014 году террористическая группировка, называющая себя «Исламское государство», захватила обширные территории Ирака и Сирии, туда устремились новобранцы. Многие ее сторонники хотели присоединиться к организации, которая объявила себя халифатом. В январе этого года на сайте сирийской оппозиции, а потом и в западных СМИ появилась масса персональных данных участников ИГИЛ. Американская радиокорпорация NBC была одной из компаний, получивших большое количество данных от одного перебежчика.
Исследователи террора, сотрудничающие с американской военной академией West Point, проанализировали материалы и пришли к выводу, что это настоящие документы, содержащие данные о зачислении на службу ИГИЛ 4 188 человек с начала 2013 года по конец 2014-го, большинство данных записано в формате PowerPoint.
Вот некоторые данные из этих документов:
Откуда они приходят?
Сторонники террористов, упомянутые в документах — представители 70 стран. Наибольшее количество желающих вступить в группировку, всего 2 100 человек, прибыли из Саудовской Аравии, Марокко, Туниса, Турции и России. Пять стран, поставивших наибольшее количество новобранцев в соотношении новобранцы/население страны, — это Саудовская Аравия, Тунис, Косово, Бахрейн и Ливия. Двое из этого числа — выходцы из Норвегии, 14 — из Дании и 14 — из Швеции.
Сколько им лет?
Средний возраст составляет 26–27 лет, самый распространенный год рождения — 1987. Исследователи с удивлением обнаружили большой диапазон возрастов. 31 июля 2014 Абд аль Азиз аль Кыргыз приехал в Сирию через пограничный переход Ярабулуз на турецкой границе. Он сообщил, что женат, имеет пятерых детей и совершенно точно будет иметь еще и внуков, поскольку он родился в 1945 году. Еще 12 новобранцев родились в 50-е годы, поэтому, когда они вступили в группировку, им было уже давно за пятьдесят. Среди них были инженеры, учителя, предприниматели и один саудовский государственный чиновник. По другую сторону возрастного диапазона — 41 подросток моложе 15 лет. 4 июля 2014 в ИГИЛ пришли, например, два узбекских брата 12 и 14 лет. Их отправили в тренировочный лагерь, но вскоре выслали к своему отцу, который был известен ИГИЛ.
Есть ли у них семья?
61% новобранцев — холостяки. 30% сообщили, что они женаты. 9% не ответили.
Эти цифры в целом представляются любопытным противовесом распространенному мнению, что эти боевики являются отверженными и одинокими, отправившимися на войну, потому что их ничто не держало на родине, пишут научные сотрудники академии West Point. По их мнению, есть тип воинов, идущих на священную войну с сильной верой в существование халифата. И эта вера такова, что они отказываются от своих домов и обязанностей, чтобы присоединиться к ИГИЛ.
Есть ли у них образование и работа?
Похоже, что новобранцы имеют хорошее образование по сравнению с уровнем образования в своих странах, указывают исследователи. Половина из них закончили среднюю школу, и половина из этих выпускников учились некоторое время в высших школах. Они указывают, как процесс вербовки используется для нахождения талантов. Один из боевиков. 27 лет, сообщил, например, что он является инженером-химиком и семь лет жил в Германии. «Важно! У него есть опыт работы в химической области», — записал чиновник ИГИЛ в его анкете.
Исследователи обратили также внимание на то, что безработица была не особенно высокой среди новобранцев, но похоже, что они работали чернорабочими, несмотря на уровень образования. 70 из числа желающих присоединиться к группировке служили ранее в армии и полиции. 50 из них приехали из Саудовской Аравии. Обычно они презрительно отзывались о своих бывших работодателях; называли, например, саудовскую национальную гвардию «гвардией атеистов».
Один 24-летний новобранец из Газиентепа в Турции написал про свою прежнюю работу, что он был «наркоторговцем». «Да простит Бог его и нас»,- говорится в примечании офицера-вербовщика.
Есть ли у них религиозная подготовка?
Одним из вопросов анкеты был, насколько хорошо желающие присоединиться к группировке знают законы шариата. Семь из десяти признались, что имеют только самые начальные знания. Только один из 20 сказал, что хорошо знает шариат.
Много ли они путешествовали?
Примерно половина из числа новобранцев сообщили, что они ранее путешествовали. Большинство побывали в двух-трех странах, но у некоторых за плечами опыт многочисленных поездок в другие страны. Новобранец из Швеции Абдалла Бин Мухаммад Аль Зайдан побывал в 14 странах. Выходец из Франции 1956 года рождения, принимавший участие в священной войне в Мали, назвал 38 мест, которые он посетил в других странах.
Как они приехали в Сирию
93% новобранцев перебрались в Сирию через шесть пропускных пунктов на турецкой границе. Трети новоприбывших помог «пограничник ИГИЛ» Абу-Мухаммад Аль-Шимали.