В интервью нашей газете бывший президент Германии Кристиан Вульф (Christian Wulff) подчеркнул, что благодаря прошлогоднему визиту премьер-министра Японии Синдзо Абэ в Южную Корею азиатская дипломатия Японии вышла на новый уровень. Он позитивно оценил активные попытки Японии урегулировать проблему исторического наследия. В ходе саммита министров финансов и глав центробанков G20 некоторые участники потребовали налогово-бюджетного стимулирования для борьбы с замедлением темпов роста мировой экономики. Кристиан Вульф высказал мнение, что эти меры будет предпринять крайне сложно, поскольку для этого необходимо преодолеть преграду в виде немецкого парламента.
Нихон кэйдзай: Позиции Японии и Германии по таким вопросам, как энергетическая и финансовая политика отличаются. Наши страны находятся в непростых отношениях.
Кристиан Вульф: Мы уважаем взаимные ценности и многому учимся друг у друга. Япония внимательно наблюдает за тем, как Германия намерена уйти от атомной энергетики. В свою очередь, Германия следит за смелой политикой Банка Японии, который провел кредитно-денежную либерализацию. Между японскими и немецкими компаниями существует конкуренция на глобальном рынке. Тем не менее и те, и другие обладают высокими технологиями. Если они начнут сотрудничать, это будет выгодно обеим сторонам. Например, они могут сотрудничать в таких сферах, как охрана окружающей среды. ЕС уже заключил соглашение о свободной торговле с Южной Кореей. Это оживило торговлю и принесло дивиденды обеим сторонам. Хотелось бы, чтобы в ближайшее время такое соглашение было подписано и с Японией.
— Многие в Европе жестко критикуют политику администрации Абэ. В особенности многие недовольны азиатской дипломатией. Что вы думаете по этому поводу?
— В 2015 году премьер Абэ посетил Южную Корею. Это стало четким сигналом для азиатских стран, что Япония стремится к дружеским отношениям. Я думаю азиатская дипломатия Японии вышла на новый уровень. Я обсудил эту тему со своими японскими друзьями. Мне показалось, что Япония нацелена на будущее. Китайская экономика демонстрирует активный рост. Единение демократических стран Азии выгодно всей Азии в целом. Япония демонстрирует готовность взять на себя международную ответственность по различным вопросам. Она чутко реагирует на действия соседних стран в отношении собственной истории. Япония — это важная развитая страна, стремящаяся к миру. Именно поэтому она может играть важную политическую роль на международной арене.
— В мае Япония возглавит саммит G7 в Исэсима. С чем вы связываете свои надежды?
— По украинскому кризису Япония поддерживает позицию Европы. Это впечатлило Германию. Очень радует тот факт, что после Германии страной-председателем стала Япония. Япония и Германия разделяют общие взгляды, несмотря на географическую удаленность. Япония играет важную роль в Азии, а Германия в Европе. Я уверен в том, что немецко-японское сотрудничество выгодно не только этим странам, но и всему миру.
— Японские эксперты считают, что Германии, не испытывающей дефицита бюджета, следует пойти на налогово-бюджетное стимулирование для того, чтобы поддержать экономику Европы.
— Необходимо реформировать систему социальных гарантий с прицелом на будущее. Я считаю, что важно инвестировать в образование, исследования и разработки, а также инфраструктуру. Тем не менее масштабы государственного участия определяет парламент.
— Европа находится в непростых отношениях с Россией. Как вы представляете отношения между Россией и Европой? Когда стоит возродить формат G8 с участием России?
— Россию исключили из G8, поскольку она отказалась соблюдать условия соглашения, достигнутого в 1990 году в ходе Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Тогда страны Европы договорились о неизменности существующих границ. Хотелось бы провести референдум в Крыму, который Россия присоединила в 2014 году, в присутствии международных наблюдателей. И еще раз спросить о принадлежности полуострова. Людям надо было предоставить право выбора и провести референдум о принадлежности Крыма России или Украине на условиях свободы, анонимности и равенства.
Принадлежность Саарской области Германии или Франции была определена в ходе референдума после Второй мировой войны. Так можно было поступить и с Крымом. России и ЕС следует заключить экономическое соглашение для развития торговли. Россия — самая большая страна в мире. К ней нужно относиться с всей серьезностью. Если будут соблюдаться Минские соглашения, которые необходимы для урегулирования украинского кризиса, Россия сможет вернуться в G8.