Заседание Совета Россия—НАТО в целом получило благоприятные отклики в СМИ, хотя, как писали газеты, в том числе деловая Handelsblatt (21.04), «в итоге стороны были едины в том, что не достигли единства». «И все же это лучше, чем вовсе отказаться от диалога», — подчеркнула Frankfurter Rundschau (22.04).
Аналитики делают упор на то, что встреча состоялась благодаря усилиям главы МИД Германии Франка-Вальтера Штайнмайера (Frank-Walter Steinmeier). Как отмечено в материале General Anzeiger (21.04), озаглавленном «Немецкий успех», «в декабре прошлого года Штайнмайер убедил коллег по НАТО „как можно скорее“ провести заседание Совета Россия—НАТО».
В последнее время не только в Берлине выросло осознание того, что стратегия изоляции России и введенные с этой целью экономические санкции не эффективны, замечает Die Tageszeitung (21.04). Газета указывает, что за сближение с Россией, чья «помощь Европе необходима и для урегулирования сирийского конфликта», в «большой коалиции» сейчас выступают не только социал-демократы, дружественно настроенные в отношении России, но и политики-консерваторы.
Один из них — заместитель председатель фракции Христианско-демократического союза (ХДС) в бундестаге, бывший министр обороны Германии Франц Йозеф Юнг (Franz Josef Jung) — счел целесообразным шагом возобновление диалога между Россией и НАТО. Юнг полагает, что состоявшаяся 20 апреля встреча — только первый шаг.
Возможно, кто-то настроен критически и считает, что, согласившись на встречу, Запад уступил России, которая не сделала в ответ никаких уступок, писала авторитетная Handelsblatt (21.04). «Это называется реальная политика: ведь без возобновления диалога неосуществимо надежное переустройство европейской архитектуры безопасности. Тот, кто отказывает в диалоге другим, не может надеяться на компромиссы» — так издание объясняет, почему возвращение к формату Совет Россия—НАТО является правильным шагом.
Успех и триумф Кремля — так медиа отреагировали на «неожиданное» решение Окружного суда Гааги по делу акционеров ЮКОСа. Теперь вердикт Арбитражного суда Гааги, вынесенный в 2014 году, считается недействительным, а России не придется выплатить 50 миллиардов долларов компенсации бывшим акционерам концерна, констатировали издания.
«Вряд ли Россия рассчитывает сейчас на благоприятные новости с Запада, — пишет Sueddeutsche Zeitung (21.04). — И стоит ли удивляться тому, что реакция на решение гаагского Окружного суда была такой радостной». Профессор права из Аугсбурга Кристоф Феддер (Christoph Vedder), «который занимается исследованием деятельности арбитражных судов и сам принимает участие в их заседаниях», оценил вердикт как «сенсационный».
Решения Арбитражного суда можно оспорить только в редких случаях, указал Феддер и добавил: «И то, что голландские судьи низшей инстанции действовали наперекор Арбитражному суду, пользующемуся авторитетом во всем мире, это переломный момент».
«Иногда ход истории определяет случай, — говорится в комментарии Handelsblatt (21.04). — Конечно, случайным было то, что решение Гаагского окружного суда по поводу дела ЮКОСа совпало с первым за два года заседанием Совета Россия—НАТО. Пожалуй, это счастливый случай: ведь если бы решение гаагских судей носило иной, не столь благоприятный для России характер, затруднилась бы перезагрузка диалога между Москвой и Западом».
Многие издания напомнили о подробностях дела ЮКОСа: как подчеркнула Frankfurter Allgemeine Zeitung (21.04), «уничтожение ЮКОСа — символ того, какими уязвимыми становятся в России частные инвесторы, если они навлекают на себя гнев Кремля».
Недовольство СМИ вызвали планы сотрудничества «путинской» «Молодой гвардии» и немецкой «Молодой альтернативы» — молодежного крыла партии «Альтернатива для Германии» (АдГ). Связи между правопопулисткой АдГ и Москвой крепнут — так комментирует новость Welt am Sonntag (24.04). В этом контексте Der Spiegel (23.04) пишет о «пророссийском курсе, который высшее руководство АдГ проводит со дня своего основания три года назад».
«Они принимают приглашения на конференции, в которых участвуют близкие соратники Путина и его идеологические наставники, заключают союзы с верными Кремлю националистами из Восточной Европы, а также с западными „правыми“ партиями, которые, как правило, дружественно настроены в отношении России» (Der Spiegel, 23.04).
Лидера «Молодой альтернативы» Маркуса Фронмайера (Markus Frohnmaier) комментаторы упрекают в том, что он поддерживает «сомнительные связи с Россией» и поддерживает «аннексию» Крыма, а недавно посетил полуостров, «который Германия считает украинским», с депутатом Европарламента от партии АдГ Маркусом Претцелем (Marcus Pretzell).
«Чем бы ни руководствовался Фронмайер, отправляясь в Крым, эта поездка показывает, какие тесные связи существуют между АдГ и Кремлем, — и подпитывает подозрения в том, что Путин стремится к альянсу с правыми популистами в Западной Европе» (Welt am Sonntag, 24.04).
Ведущие издания посвятили материалы годовщине трагедии в Чернобыле. СМИ приводили хронологию событий, рассказывали о людях, принимавших участие в ликвидации пожара на реакторе. В комментариях заметны попытки упрекнуть Россию в недостаточной заботе о людях, которые «спасли свою родину и Европу» от масштабного радиоактивного заражения, а также в том, что вопреки всем предостережениям экологов российские власти вынашивают амбициозные планы по строительству новых АЭС, в том числе плавучих.
«Россия скромно чествует героев Чернобыля, — отметила Frankfurter Rundschau (22.04). — Власти по-прежнему делают ставку на атомную энергетику и экспорт реакторов, они преуменьшают значение суперкатастрофы 1986 года и предпочитают героизировать деятельность своих военных. Чернобыль убивает слишком медленно, слишком незаметно для того, чтобы превратить это в патриотический блокбастер».