Американский аналитический центр RAND в январском докладе, посвященном безопасности стран Балтии, продемонстрировал беззащитность НАТО на восточном фланге. Однако это не склонило альянс решиться на размещение постоянных баз в этом регионе, которые выполняли бы не только военную, но и психологическую функцию, отбивая желание у потенциального агрессора предпринимать рискованные шаги, с тревогой пишет комментатор Rzeczpospolita (28.04).
Размещение сил НАТО в Восточно-Центральной Европе на ротационной основе позволит США избежать риска прямого столкновения с Россией, но не повысит, а лишь снизит уровень безопасности региона. Когда на польской территории появились американские ракетные комплексы «Пэтриот», оснащенные, «чтобы не раздражать Москву», учебными ракетами, та разместила в Калининградской области комплексы «Искандер», ракеты которого могут переносить ядерные боеголовки, значит, ее реакция последует и на этот раз, полагает журналист.
Сегодняшний Североатлантический альянс, заключает он, не готов дать Польше полных гарантий, что она сможет противостоять потенциальной агрессии: «Вопрос ли это недостаточной решимости с нашей стороны или, скорее, сопротивления со стороны союзников, дело второстепенное. Просто никто на Западе не готов всерьез рисковать отношениями с Россией ради нашей безопасности».
Российские диверсанты и агенты на польской территории — вот угроза, о которой предупреждает политолог Ежи Таргальский (Jerzy Targalski) в интервью порталу Fronda.pl (22.04). «После советских времен в Польше остались тысячи людей, тем или иным образом связанных с Россией. Это российская, очень пестрая по составу агентура. Что касается ее подпитки офицерами, то они, конечно, могут в любой момент переместиться из российской Калининградской области. В период перестройки россияне тоже присылали сюда своих людей, в этом нет ничего нового», — подчеркивает собеседник портала.
Он добавляет, что одновременно Россия ведет против Польши планомерную информационную войну: «Ее элементом выступает армия работающих на спецслужбы интернет-троллей, которые подбрасывают в комментарии пустые темы, а польские прекраснодушные идиоты бесплатно распространяют их в большом масштабе».
Недружественная российская активность в польском интернет-пространстве стала темой беседы с тем же изданием (Fronda.pl, 26.04) руководителя варшавского Центра стратегических исследований Витольда Юраша (Witold Jurasz). Он полагает, что российским «троллям» удалось сместить акценты в польской восточной политике, которая отходит все дальше от курса и наследия покойного президента Леха Качиньского (LechKaczyński), когда принципиальные вопросы, как борьба за демократию в Белоруссии, заменяются частными, например, отстаиванием прав белорусских поляков.
Информационная война, которую ведет Москва, не ограничивается восточной политикой, ее следы видны и в других областях, добавляет аналитик. В частности, россияне последовательно стараются навесить на Польшу ярлык страны, населенной русофобами: «Обратите внимание, с какой радостью российские СМИ подхватывают любое высказывание, которое удастся „продать“ на Западе как доказательство того, что с поляками невозможно разговаривать. Москве в Польше нужны либо русофилы, либо русофобы. Нормальные поляки, которые отвергая великорусский шовинизм, лично не чувствуют к россиянам ненависти или презрения, ей совершенно неудобны».
Безосновательно обвинять Польшу в русофобии склонен и сам Запад, — так полагают гости эфира телеканала TVP Info (25.04). Журналистка издания Gazeta Polska Ольга Долесьняк-Харчик (Olga Doleśniak-Harczuk) говорит, что такой подход проистекает из непонимания западными кругами польской позиции. «Наш подход к России очень реалистичен с политической точки зрения, нешаблонен. За плечами поляков — невероятно болезненный опыт отношений с Россией, поэтому навешивание на нас ярлыка русофобов, чем активно занимаются на Западе, в частности, в Германии, это ошибка. Нет смысла корить себя за то, как нас воспринимают другие. Мы должны проявить себя как народ, который знает Россию и понимает, что от нее можно ожидать», — говорит она.
Сотрудник Национального центра стратегических исследований Адам Ковальчик (Adam Kowalczyk), в свою очередь, предлагает полякам брать пример со Скандинавских стран: «На Западе, действительно, считают, что у нас есть какие-то очень серьезные обиды на Российскую Федерацию, но можно вести несколько иную политику, как Швеция и Финляндия — государства, у которых есть собственные опасения по поводу российского потенциала. Они ведут себя гораздо мягче в дипломатической сфере, зато более решительно — в своих действиях».
Период очарования немцев Россией и их надежд на то, что она сможет выстроить дружественные отношения с Западом, подошел к концу, констатировала Rzeczpospolita (23.04), анализируя результаты опроса, проведенного немецким Фондом Бертельсманна. Три четверти жителей Германии называют отношения с РФ плохими или очень плохими, две трети не считают ее надежным партнером для своей страны, 46% респондентов выступают за сохранение западных санкций, 25% называют курс своего правительства излишне пророссийским, а 55% — критикуют сильную связь немецкой энергетики с российской стороной.
Мнения в немецком обществе расходятся, однако преобладающей тенденций в нем можно назвать глубокое недоверие к курсу Владимира Путина, делает вывод автор публикации. Другого подхода, отмечает он, придерживается часть политического истеблишмента и представители немецкого бизнеса, которые выступают главными поборниками возвращения в отношениях с Москвой к принципу business as usual. «Это имеет мало общего с ощущениями простых немцев. Их образ Путина и России создают СМИ, а те уже давно не питают иллюзий по поводу диктаторского стиля правления Путина и направления, в котором движется Россия», — подводит итог комментатор.
Первая попытка запуска ракеты с нового российского космодрома «Восточный», значение которого для престижа России сравнивают с подготовкой к зимней Олимпиаде в Сочи, завершилась неудачей, — сообщала Gazeta Wyborcza (27.04). Хотя эта «стройка века» успела приобрести дурную славу «космической» растратой средств, которой уже заинтересовались Следственный комитет и прокуратура, заведя 20 уголовных дел, масштабы инвестиции впечатляют, рассказывает газета. «Восточный», который призван заменить россиянам находящийся в Казахстане «Байконур», занимает площадь в 700 квадратных километров. Он будет располагать двумя стартовыми площадками: не только для «средних» кораблей, как «Союз», но и для «тяжелой» «Ангары», которая до сих пор не готова, хотя ее разработка ведется с 1994 года и уже обошлась России в 160 миллиардов рублей.
«Космическим провалом» назвала неудачную попытку первого старта с «Восточного» Rzeczpospolita (28.04). Строительство нового космодрома, на которое, по разным данным, ушло от 2,7 до 6 миллиардов долларов, до сих пор не доведено до конца, однако, сорвавшие все сроки сдачи объекта строители под давлением Кремля решились на запуск первой ракеты. Несмотря на присутствие высокопоставленных гостей за минуту до старта его пришлось отменить. У российских ракет-носителей в последнее время возникает все больше проблем: на прошлой неделе запуск одной из них с космодрома Куру во Французской Гвиане из-за различных неисправностей пришлось переносить четыре раза, рассказывает издание, подчеркивая, что «промышленность не успевает за амбициями Кремля».
Хотя «Союз-2.1а» удалось поднять в воздух лишь с 24-часовой задержкой, инвестиции в космодром «Восточный» в конечном итоге окупятся, полагает Gazeta Wyborcza (28.04). После распада СССР «Байконур» оказался на территории независимого Казахстана, поэтому России приходится платить за аренду 115 миллионов долларов в год, тратя на его содержание дополнительные 50 миллиардов рублей. В свою очередь, российский космодром «Плесецк» находится на 62-й параллели северной широты, а чем дальше на север, тем больше энергии требуется для запуска ракеты. «Восточный» же расположен более удачно: он находится всего на 5 градусов севернее «Байконура», значит, ракеты смогут поднимать с него грузы практически той же тяжести, что и раньше, объясняет автор публикации.