Шестого марта 1967 года советская гражданка подала запрос об убежище в посольство США в Дели. Она представилась как Светлана Аллилуева — дочь Надежды Аллилуевой, покончившей с собой в 1932 году, и Иосифа Сталина.
Ее невозвращение стало очевидной сенсацией. «Дочь бандита», как ее назвал Свен Стольпе (Sven Stolpe), не только отдалилась от советского режима, но и вела себя, как убежденная христианка. Книга ее мемуаров «Двадцать писем к другу» получила не менее несомненный международный успех. Она появилась в книжных магазинах осенью того же года.
Сейчас канадская писательница Розмари Салливан (Rosemary Sullivan) написала биографию Светланы Аллилуевой, или Ланы Питерс (Lana Peters), как она называла себя в последние 40 лет жизни.
Естественно, правительство Соединенных Штатов наделило невозвращение Светланы Аллилуевой огромным пропагандистским весом. ЦРУ переправило ее в США, PR-фирма Hill&Knowlton позаботилась обо всех ее контактах со СМИ, а легендарный дипломат Джордж Кеннан (George Kennan) стал ее наставником. За «Двадцать писем к другу» она получила предоплату в размере полутора миллионов долларов.
Как же сложилась ее жизнь на Западе? Воистину печально.
В разлуке с детьми и друзьями она искала поддержки у разных мужчин, и, говорят, была втянута в брачную аферу. Вместе со своей американской дочерью Ольгой она переезжала из одного дома в другой, завязывала искренние дружеские отношения, чувствовала себя обманутой, рвала связи с друзьями, жалела об этом, выходила замуж, разводилась. Со временем она оказалась на мели и, как намекает Салливан, злоупотребляла спиртным. Когда она задумала переиздать «Двадцать писем к другу», то обнаружила, что юристы, которых рекомендовал ей Кеннан, лишили ее авторских прав.
В 1984 году она попыталась вернуть себе советское гражданство и переехала с 13-летней дочерью в СССР. Но двое старших детей, которых она покинула в Москве в 1967 году, не хотели ее знать. В 1986 году Аллилуева вернулась на Запад, снова стала гражданкой США и жила на деньги ЦРУ. Остаток жизни она провела в разъездах между США и Великобританией, делала покупки в телемагазине, интересовалась парапсихологией и утверждала, что КГБ пытается ее убить при помощи микроволн. Она умерла в 2011 году в возрасте 85 лет.
Есть книги, обладающие досадным свойством: когда читатель захлопывает их, дочитав последнюю страницу, он оказывается чуточку глупее, чем прежде. И часто это касается книг о диктатурах. Вопрос в том, не из таких ли книг биография Светланы Аллилуевой авторства Розмари Салливан.
В ее Советском Союзе нет пятилеток, страна не строила атомных электростанций и не выигрывала войну. Все, что происходило в этой стране, — массовые казни и аресты. Салливан воспринимает Сталина как злую машину, неспособную испытывать человеческие чувства. Все, что он делал, было ради укрепления власти. В этом есть своя правда, но это лишь часть истинного положения вещей, которая не дает лучше понять Советский Союз.
Я иду в библиотеку и беру там «Двадцать писем к другу», которые Светлана Аллилуева, по слухам, написала всего за месяц в 1963 году. К моему удивлению, эта книга намного лучше, чем только что изданная биография авторства Салливан. Это живое и противоречивое описание жизни в Кремле, резкая критика советской системы, очень русская книга с ее несколько экзальтированным почитанием добра, истины и красоты.
Но эта книга полна жизни, в отличие от сухого доклада Салливан о тех же самых событиях. Книга адресована отчаявшейся дочерью жестокому и внушающему ужас диктатору, который одновременно является занятым, требовательным, веселым и любящим папой.