В представлении народов запада — особенно американского — Вторая мировая война является тем конфликтом, в котором победили мы. Эта война шла на берегах Нормандии и Иводзимы, в руинах отвоеванных французских городов и завершилась сценами радости и молодой любви, запечатленных на фотографиях того времени. Это была победа, ставшая воплощением стойкости генерала Дуайта Эйзенхауэра, моральных качеств британского премьер-министра Уинстона Черчилля и чудовищной мощи атомной бомбы.
Но риторика резко меняется, когда вы приезжаете в Россию, где Вторую мировую войну называют Великой отечественной и вспоминают совершенно по-другому.
Девятого мая президент России Владимир Путин будет принимать один из самых грандиозных в истории страны военный парад в рамках празднования 70-й годовщины победы Советского Союза над фашистской Германией. В параде примут участие более 16 тысяч военнослужащих, а также 140 самолетов и 190 единиц бронетехники — в числе которых будет впервые продемонстрирован российский танк нового поколения.
Это великое событие, но немногие мировые лидеры будут на нем присутствовать. Среди гостей будут государственные руководители Китая и Индии, но западных лидеров рядом с ними будет мало. Это — признак сегодняшней геополитической обстановки, в которой отношения Путина с Западом ухудшились в результате длящегося в течение года вмешательства России в украинский конфликт. Когда в четверг российский танк Т-14 «Армата» заглох во время генеральной репетиции парада, в западных СМИ можно было услышать насмешки.
Как известно, начало этой войны было обусловлено договором, заключенным между нацистской Германией и Советским Союзом (пактом Молотова-Риббентропа), согласно которому между двумя странами произошел передел территорий. Затем Гитлер пошел против СССР.
Красная Армия была «основной силой, разгромившей нацизм», пишет британский историк и журналист Макс Гастингс (Max Hastings) в своей книге «Ад: Мировая война 1939-1945 годов» (Inferno: The World at War, 1939-1945). Советский Союз заплатил самую большую цену — хотя цифры и не совсем точны, по приблизительным подсчетам в годы Второй мировой войны погибло 26 миллионов советских граждан — в том числе 11 миллионов солдат. При этом Германия понесла три четверти своих военных потерь в боях с Красной Армией.
«Западным союзникам чрезвычайно повезло, что именно русские, а не они, понесли почти все потери [при разгроме нацистской Германии], и из трех крупнейших стран антигитлеровской коалиции именно на их долю пришлись 95% всех военных потерь», — пишет Гастингс.
Исторические битвы, которые, в конечном счете, остановили натиск фашистов — тяжелые зимние бои при обороне Сталинграда, битва под Курском с участием нескольких тысяч танков (крупнейшая в истории танковая битва) — ничего подобного не было на западном фронте, где нацисты задействовали гораздо меньше военной техники. Проявленная (нацистами) жестокость также была несопоставима с тем, что пережили жители западных стран.
Гитлер считал значительную часть территорий, составляющих современную Восточную Европу, «жизненным пространством на Востоке» — территорией для расширения Германской империи и продвижения немецкой расы. Для достижения этого проводились жуткие систематические операции по истреблению населения огромных территорий континента. Речь идет и о массовом убийстве миллионов европейских евреев, большая часть которых проживала восточнее довоенных границ Германии. Но при этом были убиты, повергались жестокому обращению, лишались имущества и были обречены на голод миллионы других людей.
«Холокост затмил другие планы Германии, согласно которым уничтожению подлежали и другие народы. Гитлер хотел не только истребить евреев, но и уничтожить Польшу и Советский Союз как государства и истребить миллионы славян», — пишет историк Тимоти Снайдер (Timothy Snyder) в своей книге «Кровавые земли: Европа между Гитлером и Сталиным» (Bloodlands: Europe between Hitler and Stalin).
К 1943 году Советский Союз под натиском фашистов уже потерял около пяти миллионов солдат и двух третей своего промышленного потенциала. И то, что страна все-таки смогла остановить наступление Германии, свидетельствует о том, что Советский Союз проявил силу духа и мобилизовал все силы на борьбу с врагом. Но далось ему это немыслимой ценой.
В своих мемуарах Эйзенхауэр пишет, что был в ужасе от масштабов кровопролития:
Когда в 1945 году мы прилетели в Россию, на территории от западных границ страны до Подмосковья я не увидел ни одного дома. По словам маршала Жукова на этих разоренных и опустошенных территориях было убито столько женщин, детей и стариков, что власти страны никогда не смогут подсчитать общее количество жертв.
Следует признать, пишет Снайдер, что при Сталине Советский Союз тоже запятнал себя кровью миллионов людей. В годы перед Второй мировой войной в результате сталинских чисток были убиты и умерли от голода миллионы человек. Жуткую ситуацию усугубило нападение фашистов.
«В Украинской ССР, Белорусской ССР и в Ленинградской области, на территории которых за восемь довоенных лет сталинского режима было расстреляно и умерло от голода около четырех миллионов человек, фашисты смогли лишь за четыре года уморить голодом и расстрелять еще больше людей», — пишет Снайдерс. По его словам в период с 1933 по 1945 годы на «кровавых землях» — на обширных территориях на периферии советских и фашистских владений — было уничтожено около 14 миллионов мирных жителей.
По некоторым подсчетам 60% советских семей потеряли кого-нибудь из своих членов.
Соседним с Россией странам трудно отделить победу Советского Союза от последовавшей за ней холодной войны, которая продлилась несколько десятилетий. К тому же можно сожалеть о и том, как жертвы, понесенные в прошлом, подпитывают и вдохновляют ярый российский национализм, который сегодня насаждает Путин и его кремлевские сторонники. Но мы не должны забывать о том, как Советский Союз победил во Второй мировой войне в Европе.