«Когда приходят чужаки, они приходят к вам в дом. Они убивают вас всех и говорят: «Мы не виновны. Не виновны». Часть текста песни «1944» украинской победительницы конкурса Eurovision Song Contest в этом году подсказывает, почему певице под творческим псевдонимом Джамала, пришлось разъяснять тему своего произведения — российскую аннексию Крыма. А также почему Россия протестовала, утверждая, что у песни политический подтекст и она напрямую нацелена против России.
Организаторы международного конкурса в Женеве российский протест отклонили. Они заявили, что украинская песня отвечает условиям конкурса, и Джамала смогла продолжать свое победоносное шествие. Перед самым финалом в выходные букмекеры называли фаворитом Россию, а учитывая то, что Владимир Путин ежегодно смотри Евровидение и считает российское участие в нем делом национального престижа, разочарование в Москве в этом году, вероятно, было по-настоящему огромным. В том числе и потому, что в выступление своей звезды и спецэффекты россияне вложили немалые деньги.
Напрасно. Зрителей по всей Европе больше всех затронула за живое открытая и естественная этническая татарка с киргизскими корнями. Несмотря на то, что в песне «1944» она избегает прямых намеков на путинскую Россию, в своем произведении украинка, сегодня проживающая в Киеве, оплакивает аннексию Крыма. Она также поет о Сталине и депортации четверти миллионов крымских татар во время Второй мировой войны. На написание песни ее якобы вдохновили воспоминания ее прабабушки, которая в 1944 году была депортирована со своими пятью детьми.
«Музыканты должны выражать свои ощущения, свои подлинные чувства, а не петь бессмысленные тексты, которые мы слышим постоянно», — заявила Джамала, настоящее имя которой Сусанна Джамаладинова. В интервью агентству AFP она заявила, что хотела бы, чтобы люди слышали ее песню, написанную в положении абсолютной беспомощности после оккупации региона Россией. Она добавила, что население Крыма и сегодня нуждается в помощи, потому что находится в совершенно безысходной ситуации.
В 1944 году Сталин депортировал более 250 тысяч татар из Крыма после того, как публично обвинил их в сотрудничестве с Гитлером. Джамала утверждает, что ее родственники воевали в войну на стороне Советского Союза, но все равно были изгнаны. После его распада некоторые из депортированных жителей вернулись в Крым, а в последние два года они превратились в самых активных критиков российской аннексии.
We Don’t Wanna Put In
Несмотря на то, что Евровидение кажется чисто развлекательным шоу, видимое в этом случае очень обманчиво. Политика коснулась общеевропейского конкурса еще семь лет назад, когда финал, после победы в предыдущем году, проводила как раз Россия. В 2009 году из-за российско-грузинской войны от участия отказался исполнитель из Грузии. Песня под названием «We Don’t Wanna Put In» была признана неподходящей, потому что намек на российского президента в тексте была, по мнению судей, слишком очевидным. Грузии рекомендовали изменить текст, но она предпочла отказаться от участия совсем.
В том же году эта история подсказала Владимиру Путину идею: он предложил сотрудничество с Китаем и центрально-азиатскими союзниками. Вместе с ними он хотел восстановить Интервидение, который в советские времена являлся аналогом Евровидения. В последний раз по телевидению его показывали в конце 70-х годов. Но пока предложение не нашло отклика. А антироссийское движение зрителей Евровидения продолжалось. В 2014-2015 годах дело зашло так далеко, что во время выступлений российских исполнителей зрители шумели, свистели и протестовали иными способами.
Тогда Путин разозлил их как раз аннексией Крыма и попиранием прав российских гомосексуалистов. В этом году зрительские протесты прошлых лет дали свои плоды: победа Украины — явное их последствие. За нее голосовали жители стран бывшего Советского Союза, а также западноевропейские противники российского президента. Многие из них, конечно, отдали свой голос Джамале просто для того, чтобы показать Путина, что поддерживают свободную Украину, и что Евровидение не его епархия. Потом россияне совершенно правильно заявили, что победа украинской певицы — провокация против России, тем самым доказав в очередной раз, что совершенно не умеют проигрывать.
В Чехии этот конкурс давно вызывает, скорее, ужас среди музыкальных специалистов и критиков. Евровидение они считают безвкусным телевизионным шоу, в котором роль играет что угодно, только не качество музыки. Чешские представители уже традиционно уезжают с международного финала ни с чем. Возможно и потому, что чехи никак не могут понять: Евровидение было, есть и будет политическим делом. В том числе из-за своего национального характера, ведь отдельные страны на конкурсе борются пусть и не политическом поле, но все равно свою борьбу воспринимают так же смертельно серьезно, как и Путин.
С художественной точки зрения конкурс, конечно же, не является жемчужиной европейской культуры, которой будут восхищаться следующие поколения. Поспорить можно и том, место ли политике на сверкающей сцене, где каждый из участников переживает свои пять минут славы. Но одного отрицать нельзя: Евровидение сумело повернуться спиной к путинским политическим амбициям. Быть может, российский правитель перед телевизором хотя бы на несколько секунд пожалел, что не отказался от Крыма. Даже за гипотетическую возможность такой ситуации этот конкурс, несмотря на свой явный китч и поверхностность, заслуживает признательности.