Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

После обучения в средней школе дети должны были стать марксистами — новая информация о нашумевшем школьном эксперименте в финской общине Пирккала

© flickr.com / SpigooЧастные дома в Финляндии
Частные дома в Финляндии
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Согласно исследованию историка Яри Лескинена, проводившееся в середине 1970-х обучение в духе марксистской идеологии в средней школе финской общины Пирккала затрагивало больше аспектов, чем об этом сообщалось ранее. С благословления Министерства образования и Национального совета по образованию Финляндии подобное обучение проводилось среди школьников с первого по девятый класс.

Согласно исследованию историка Яри Лескинена (Jari Leskinen), проводившееся в середине 1970-х обучение в духе марксистской идеологии в средней школе финской общины Пирккала затрагивало больше аспектов, чем об этом сообщалось ранее. С благословления Министерства образования и Национального совета по образованию Финляндии подобное обучение проводилось среди школьников с первого по девятый класс. Материал основывался на советских и других марксистских обучающих материалах.

Эксперимент в Пирккале считают ярким примером времен финляндизации. Эта недолго длившаяся курьезная ситуация затронула лишь небольшую группу учащихся.

В 1975 году, во время первой встречи ОБСЕ в Хельсинки, в Финляндии поднялся шум из-за распространения в пятом классе средней школы области Пирккала материалов для занятий по истории, скопированных из советских учебников по истории.

Информация о печатных материалах Пирккалы упоминалась более 1500 раз, также в радио- и телепередачах. Худшим было то, что из-за встречи ОБСЕ информация об этом примере финляндизации быстро разлетелась через журналистов по всему миру.

Эксперимент, проводившийся без согласия родителей, прекратили после парламентского запроса, а также после замечания, сделанного министром юстиции.

Документы, оставленные коллегой, послужили началом для исследовательской работы, продлившейся пять лет


Яри Лескинен, занимающийся стратегическим анализом преступлений в Национальном бюро расследований Финляндии, заинтересовался уже забытым экспериментом в Пирккале, когда получил распечатку, использовавшуюся в качестве учебного материала, от коллеги, уходившего на пенсию. Полиция в свое время участвовала в расследовании событий, произошедших в Пирккале.

Лескинен утверждает, что сам не относит себя ни к одной партии. Ранее он изучал, в том числе, тему военного сотрудничества Финляндии и Эстонии в первые годы после получения независимости, а также советскую военно-морскую базу Порккала.

Лескинен с энтузиазмом принялся изучать историю Пирккалы подробнее. Он узнал о том, на чем основывались эксперименты и об этапах их проведения, работая пять лет только в свое свободное время.

Как результат, появилось исследование «Вперед к социализму! — Марксистский эксперимент в средней школе Пирккалы 1973-75».

Лескинен: совместный проект сталинистов и социалистического крыла демократов

Эксперимент в Пирккале проводился в значительно более широком масштабе, чем было известно раньше. Он начался уже в 1973 году. Речь идет не только об учебных материалах для пятого класса: марксистская идеология преподавалась и первоклассникам в рамках программы по природоведению и девятиклассникам на обществознании.

По словам Лескинена, целью было добавить марксистское содержание во все учебные материалы 1980-х годов.

Лежавшая в основе этого идеологическая борьба была совершенно не такой, как рассказывалось будущим поколениям.

Лескинен утверждает, что речь шла о систематических попытках социалистического крыла социал-демократической партии сформировать обучение в средней школе в соответствии с марксистской идеологией, сделать подготовку учебных материалов подконтрольной государству и промыть мозги школьникам, чтобы те стали более лояльно относиться к социализму.

Оказавшийся в центре скандала Пирккалы Эркки Ахо (Erkki Aho), директор Национального совета по образованию Финляндии, обвинил в произошедшем инициаторов эксперимента, которые, в свою очередь, перекинули ответственность обратно на Ахо.

Исследователь Лескинен считает, что ответственность в проведении эксперимента однозначно лежит на чиновниках-демократах, занимавших высокие посты в сфере образования. Важнейшими лицами в этом вопросе был директор Национального совета по образованию Финляндии Эркки Ахо и министр образования, ставший позже председателем партии социал-демократов, Ульф Линдквист (Ulf Sundqvist).

Документы об экспериментах над людьми были найдены в подвале Университета Тампере

Эксперимент проводила группа, в которой были представители Университета Ювяскюля, Университета Йоэнсуу и факультета психологии Университета Тампере. Лескинен называет проводивших эксперимент упрямыми сталинистами из числа меньшинства Коммунистической партии Финляндии.

В качестве учебных материалов использовались советские учебники, а также материалы общества «Финляндия-Советский Союз». В них рассказывалось о достижениях социализма и политике эксплуатации в капиталистических странах, в особенности в США.

Например, говорилось, что проблемы загрязнения окружающей среды в Советском Союзе не было вовсе, а вот в США принадлежащие богачам-капиталистам заводы загрязняли среду обитания работающих людей.

В разделе об истории Финляндии сообщалось, что «в 1930-х годах поддержку в Финляндии получили фашисты и доставили народу Финляндии много страданий. Финские промышленники дали фашистам по меньшей мере три с половиной миллиона марок».

В ходе обучения также проводились демонстрации и писались стенгазеты.

Эксперимент начинали с выяснения отношения детей к социализму. Разрешения у родителей не спрашивали. После обучения снова проводился опрос мнения.

В подвалах Университета Тампере Лескинен нашел подлинные результаты экзаменов, которые ранее не были опубликованы.

Тупые дети и марксизм

Целью обучения было подтвердить превосходство социализма над капитализмом. Поэтому критерием было отношение к социализму.

У первоклассников и четвероклассников спрашивали:

«Почему в СССР нет безработицы?

1. () там живет мало людей
2. () государство занимается организацией работ для безработных
3. (х) благодаря долгосрочному планированию в экономике
4. () благодаря короткому рабочему дню».

У учащихся также спрашивали, «как происходит переход к социализму?

1. () при помощи гражданской войны с применением оружия
2. (х) при помощи революции, осуществляемой рабочим классом
3. (.) при помощи парламентских выборов
4. (.) при помощи вмешательства иностранных государств».

Несмотря на то, что обучение было интенсивным, и материал часто повторялся, дети области Пирккала были плохо обучаемы. Опрос мнения после обучения демонстрировал, что отношение к социализму даже стало более негативным.

Эксперимент в Пирккале — только один из 51 эксперимента, проводившихся в начальных классах средней школы. Он стал самым известным не только из-за содержания программы, но и потому, что был профинансирован министерством образования больше остальных. На заключительной стадии, согласно исследованию Лескинена, финансирование обеспечивалось сомнительными способами на другие средства.

Завершение эксперимента исследователь считает политическим решением. Министр юстиции лишь частично ограничил исследования, и чиновники из сферы образования получили только устное предупреждение.