По информации Naviny.by (16.05), «Лавров в Минске зондировал почву под российские «Искандеры». «Если на политическом уровне Минск и Москва найдут взаимопонимание, то следом в переговоры вступят уже военные двух стран», — заявил военный аналитик Александр Алесин. «Белоруссия сама по себе как цель вооруженного вторжения НАТО — это из сферы фантастики», — отмечает со своей стороны эксперт-международник Андрей Федоров. Однако ситуация может коренным образом измениться в случае размещения на белорусской территории новых российских военных объектов.
Политика России не дает гарантий, что ее базы в Белоруссии не будут использованы как «опорные точки для агрессивных действий». При худшем сценарии, если отношения между Россией и НАТО резко обострятся и дело дойдет до полновесного «второго издания» «холодной войны», Кремль, полагает Федоров, не станет считаться даже с нынешней относительной самостоятельностью Белоруссии.
«Для Путина очень важно, чтобы Белоруссия оставалась в сфере влияния российской военщины», — не сомневается политолог Павел Северинец, мнение которого публикует UDF.BY (16.05).
«Расширение прямого военного присутствия РФ в Белоруссии усилит непосредственную угрозу для Польши и Литвы. Москва может додавить Минск в геополитическом плане, закрепив прямое военное присутствие в Белоруссии. И хотя размахивание дубинкой является элементом психологической войны, для Белоруссии геополитические последствия станут плачевными», — предупреждает «Беларуская праўда» (16.05). Комментируя начало строительства системы ПРО США на севере Польши и заявление Владимира Путин о том, как «устранить появившуюся угрозу безопасности» РФ, издание подчеркивает, что Белоруссия оказалась «между баррикадами», и первый удар неизбежно придется по ней.
«Кремль предлагает Минску поучаствовать в гонке вооружений», — рассказывает читателям «Беларускай праўды» (17.05) бывший спикер белорусского Верховного совета Мечислав Гриб. Он уверен, что расширение системы ПРО НАТО в Восточной Европе и восстановление единого военно-промышленного комплекса — две главные темы, которые в сложившейся геополитической обстановке могли обсуждаться в Минске во время визита Сергея Лаврова. «Все остальное — дымовая завеса».
Обострение отношений между Россией и США значительно усиливает вероятность размещения на территории Белоруссии современных российских вооружений (Naviny.by, 22.05). «Похоже, Москва уже приступила к подготовке ответа на „недружественные шаги западных партнеров“. ОТРК „Искандер“ превратился из военного средства в „инструмент военной политики“».
«Их „Искандеры“ станут нашими», — заголовок в газете «Новы час» (18.05). «У нас есть два вопроса, — рассуждает аналитик Сергей Пульша. — Первое: белорусские будут „Искандеры“ в стране, либо это будет российская база? И второй вопрос: что потеряет в результате Белоруссия? Она окажется втянутой в очередную гонку вооружений между Россией и Западом. Это может нанести сильный удар по тому самому перемирию с Западом, которое с таким трудом началось и так медленно продвигается. Ну и, разумеется, „Искандеры“ становятся военной целью первого удара, так как могут нести и ядерную „начинку“. Наверное, Минск считает, что эти потери Россия должна компенсировать. Неслучайно в это же время обострилась тема цены российского газа для Белоруссии. Вероятно, утрясая эти вопросы, Лавров и ездит туда-сюда, выбрав квоту взаимных встреч на полгода вперед».
Минск не горит желанием «встревать» в конфликт России с Западом, продолжают тему Naviny.by (21.05). Издание приводит мнение, согласно которому в России «укрепляется точка зрения», будто официальный Минск старается ослабить здесь ее влияние, стремясь улучшить взаимодействие с Западом. В свете этого высказывались предположения, что Лавров приедет вручить белорусскому руководству некую «черную метку». Очевидно наличие у союзников разногласий — как по политическим, так и по экономическим вопросам, и наиболее значительные из этих разногласий лежат в военно-политической сфере. При обострении «любого вида противостояния» на этом направлении Белоруссия непременно будет втянута в него на стороне России.
Предваряя визит Александра Лукашенко в Ватикан, Naviny.by (17.05) отмечали, что «путь в Европу теперь для Лукашенко открыт, но другое дело, что над разрядкой по линии Минск — Запад дамокловым мечом висит фактор Москвы». Сергей Лавров в Минске заявил, что у РФ нет «никаких вопросов» по поводу попыток Минска улучшить отношения с Западом, напоминает автор комментария. Но в тот же день на встрече со студентами БГУ Лавров «весьма нелицеприятно» высказался о программе ЕС «Восточное партнерство», в которой участвует и Белоруссия.
Однако «дело не в риторике, а в том конкретном клинче, в который могут войти Москва и Штаты в связи с размещением элементов системы ПРО в Восточной Европе». Для асимметричного военного ответа американцам и натовцам Кремль может использовать «белорусский плацдарм». Не исключен и новый тур «выкручивания рук» в вопросе размещения российской авиабазы. «Европа для Лукашенко может снова захлопнуться всерьез и надолго, а то и навсегда».
«Лукашенко закрепил через Папу Франциска свой миротворческий имидж», — указывает политический обозреватель Александр Класковский (Naviny.by, 21.05). Даже ради одной только фразы «Минск может быть местом мира» Лукашенко стоило лететь на Апеннины. При этом у белорусского руководителя «обострилась потребность в геополитическом маневре», когда Россия «показала агрессивность по отношению к славянской сестре Украине, а вдобавок сократила субсидирование белорусской экономики из-за кризиса собственной». «Приезд Папы в Минск был бы элегантным штрихом к тезису, что Белоруссия все-таки не Россия».
«РФ сегодня похожа на раненого зверя. Сильного. И опасного. Семью „братских народов“, несомненно, ждет развод», — констатирует «Салідарнасць» (19.05). «Процессы идут, и часть из них не зависит от желания в Москве или Минске. Белоруссия будет постепенно отдаляться от России, независимо от того, какое имя будет у следующего президента. Причем речь идет о достаточно близком горизонте — 10-15 лет».