Это оказалось полной неожиданностью для участников семинара по борьбе с допингом в Кельнском институте биохимии. Собираясь в ноябре 2012 года, они планировали всего лишь обменяться новостями — то есть это была вполне рутинная встреча. Однако российский ученый Тимофей Соболевский представил в ходе своего выступления результаты исследовательской работы, которую он провел в Москве совместно со своим начальником Григорием Родченковым.
Напряжение, повисшее в зале, можно было практически «потрогать руками». Если Соболевский был прав, то в скором времени можно было бы обнаружить следы анаболических стероидов в моче спортсменов-нарушителей не только вскоре после их приема, но и намного позже. Перспектива намного более успешной борьбы с допингом в спорте высоких достижений буквально наэлектризовала атмосферу в помещении.
Через три с половиной года тогдашняя новейшая разработка стала реальностью. И она буквально потрясла все олимпийское движение, в том числе непосредственно Международный Олимпийский Комитет.
Радость Вильгельма Шенцера
«Раньше было достаточно прекратить прием таких препаратов, как туринабол или оксандролон, буквально за три недели до допинг-теста, и их следы было уже невозможно обнаружить, — объяснил Вильгельм Шенцер (Wilhelm Schänzer), руководитель Кельнского института и анти-допинговой лаборатории, ежегодно анализирующей до 19 тысяч допинг-проб. — Теперь мы можем доказать факт приема запрещенных препаратов через намного более продолжительное время после их приема».
На протяжении уже более чем полугода «охотники за допингом» при проведении биохимических анализов пользуются своеобразным «обходным путем» и больше не ищут непосредственно гормональные субстанции. Российские исследователи разработали новый метод, с помощью которого можно искать надолго задерживающиеся в теле и моче спортсмена метаболиты, которые возникают в процессе метаболизма после приема препаратов, содержащих мужской половой гормон.
Таким образом, теперь можно поймать нечестных на руку спортсменов, сдававших тесты на содержание запрещенных субстанций еще до отъезда, чтобы быть гарантированно «чистыми» в случае допинг-контроля во время соревнований, с удовлетворением сказал Шенцер. Особенно это касается, по его словам, атлетов из Восточной Европы.
МОК идет в атаку
Прямо противоположная ситуация сложилась в последнее время для 31 «грешника» из 12 стран и шести различных видов спорта — потому что новый метод исследования был применен при проверке довольно давнишних допинг-проб. Очевидно, находясь под впечатлением от недавних разоблачений массового применения допинга в российской легкой атлетике, Международный Олимпийский Комитет перешел в наступление и разрешил для начала перепроверку 454 допинг-проб, взятых в ходе летних Олимпийских игр 2008 года. Появлению этой инициативы отчасти способствовали бывшая российская бегунья Юлия Степанова и ее супруг Виталий, бывший сотрудник Национального анти-допингового агентства России. В ноябре прошлого года они поделились с миром своей информацией о насквозь пропитанной допингом российской легкой атлетике, подтвердив ее соответствующими видеоматериалами. МОК отреагировал на это, санкционировав дополнительные проверки.
«Такими последовательными действиями, перепроверяя старые пробы, олимпийское движение и борцы с допингом смогут вновь завоевать доверие к себе, — сказал глава Национального Олимпийского Спортивного Союза Германии Михаэль Феспер (Michael Vesper). — Внушить им страх быть пойманными — вот единственный язык, который понимают спортсмены-обманщики».
250 тестов, взятых на Олимпиаде в Лондоне, подлежат перепроверке
Реализация спортивной политики «нулевой толерантности» в вопросах допинга вскоре может привести к дополнительным результатам. На следующей неделе МОК намерен «продавить» перепроверку еще 250 допинг-тестов, взятых в 2012 году в ходе Олимпийских игр в Лондоне.
Имена допинг-«грешников» и названия стран, которые они представляют, впрочем, на некоторое время еще останутся в тайне. Официальная процедура предусматривает, что предполагаемые «грешники» могут «в течение семи рабочих дней после получения соответствующего уведомления» потребовать в письменном виде повторной проверки их проб в присутствии назначенных ими самими представителей.
Таким образом, не исключено, что и российскому спорту, и без того ослабленному в результате последних разоблачений допинговых махинаций во время зимней Олимпиады в Сочи 2014 года, будет нанесен еще один сокрушительный удар.
Отстранение от Олимпиады становится все вероятнее
Эксперты не исключают, что если среди спортсменов, в пробах которых в результате перепроверки обнаружится допинг, вновь окажутся россияне, то ситуация с возможных исключением российской команды из предстоящих Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро станет по-настоящему серьезной.
Тогда удивительным образом получится, что бежавший в США бывший руководитель московской анти-допинговой лаборатории Григорий Родченков, в 2014 году отвечавший за анализы допинг-проб на Олимпиаде в Сочи, дважды «уделает» своего бывшего президента Владимира Путина.
В своем недавнем интервью он подробно рассказал о подтасовках результатов допинг-тестов в Сочи. При этом, напомним, именно он был тем самым коллегой Тимофея Соболевского, который совместно с ним разработал новый допинг-тест, который был представлен на упомянутом выше заседании в Кельне и который теперь применяют анти-допинговые лаборатории во всем мире.