Когда речь заходит о становлении современного политического исламизма сразу же возникает двусмысленность, которую, если взглянуть в прошлое, никак нельзя списать на волю случая. С самого распада Османской империи в 1918 году в глаза бросается неоднозначная позиция западных держав. Напомним, что будущее османского государства оказалось под большим вопросом еще в начале XIX века. До окончательного распада с революцией младотурок в 1908 году страну удерживало вместе лишь соперничество четырех великих держав, которых стало пять с объединением Германии при Бисмарке (Англия, Франция, Россия, Австро-Венгрия и Германия с 1871 года).
Россия же практически не отклонялась от поставленной еще Екатериной II в конце эпохи Просвещения геополитической задачи, которая заключалась в завоевании славянских Балкан, подчинении полиэтнического Кавказа, а также (что самое главное) взятии Константинополя и проливов с параллельным возрождением надежд на искупление основных сообществ восточных христиан — греков, армян и ассирийцев (сильно «арабизированных» носителей арамейского языка). Австро-Венгрия и пошедшая тем же путем после 1871 года Германия практически неизменно придерживались консервативных взглядов и намерения сохранить Османскую империю, лишь добавив ей чуть-чуть реформизма. Однако после распада крупнейшей политической структуры мусульманского мира консерваторы начали повсюду бить тревогу: Запад зашел слишком далеко в своей жажде разрушения, и поэтому, особенно на фоне захватившей Азербайджан русской революции, важно вернуть надежду традиционным силам, главному оплоту против тотального развала региона.
В Лондоне, на котором лежала самая большая ответственность, начали все активнее прислушиваться к голосам таких консерваторов. Раз в новой революционной Турции Кемаля не исключалась симпатия к коммунизму, нужно было восстановить мусульманское и враждебное к резким переменам арабское самосознание. А на фоне формирования национального еврейского государства в Палестине, где тоже начали давать знать о себе марксистские влияния со стороны России, арабо-мусульманская консолидация превратилась в точно такой же императив.