На украинских телеканалах в 12:00 была минута молчания. Целый день в уголке экрана горит свеча. 2 февраля 2016 года Верховная рада приняла постановление «О праздновании памятных дат и юбилеев в 2016 году». Сегодня одна из таких дат.
В Париже 90 лет назад — 25 мая 1926 года — некий выходец из Измаила Самуил Шварцбард убил председателя Директории и главного атамана войск Украинской Народной Республики Симона Петлюру. Личность Симона Васильевича в истории достаточно противоречивая. Либеральные историки называют Петлюру украинским политическим деятелем времен национально-освободительного движения, основателем украинской армии. Советская историография окрестила его предателем, врагом революции, еврейские историки обвиняют его в еврейских погромах времен гражданской войны, украинские националисты провозглашают национальным героем. Но самое главное — здесь не хватает взвешенного, основанного на документах, взгляда на политику Петлюры, без истерик и фальсификаций.
«Идеалист без всякого размаха»
Родился Симон Петлюра 23 мая 1879 года в пригороде Полтавы. К тому времени Полтава была одним из центров национально-патриотической жизни Украины, с сильными украинскими традициями и самобытностью. Начало ХХ века ознаменовалось оживлением национального движения, проявившегося в создании ряда украинских кружков и обществ не только культурно-просветительского, но и политического характера.
Симон Петлюра начал свою политическую карьеру вступлением в Революционную украинскую партию. Его отчисляли за организацию тайной студенческой группы и революционную пропаганду социалистического движения, его преследовала полиция. Петлюра несколько месяцев провел за решеткой за агитлистовки. Он редактировал революционные издания, в Петербурге издавал ежемесячник «Свободная Украина».
В период Первой мировой войны Симон Петлюра работал заместителем уполномоченного Всероссийского союза земств и городов по вопросам снабжения российской армии, вел там политическую работу среди украинцев. Февральская революция в России застала Петлюру на западном фронте в Белоруссии. Вскоре его избрали председателем Украинского военного комитета Западного фронта.
В июне 1917 года по инициативе Петлюры был созван Второй Всеукраинский военный съезд, на котором был провозглашен Первый Универсал Украинской Центральной Рады. После создания Генерального Секретариата Петлюра был назначен секретарем военных дел. При его непосредственном участии из пленных украинских сечевых стрельцов была сформирована отдельная воинская часть — Курень Сечевых Стрельцов под командованием Коновальца. Петлюра смог подавить большевистское восстание против Центральной Рады.
После гетманского переворота Петлюра отошел от государственной деятельности и работал в Киевском губернском земстве. Со взрывом восстания против гетмана он выехал в Белой Церкви и возглавил повстанческие войска, которые торжественно вошли в Киев в декабре 1918 года, ознаменовав этим ликвидацию государства Павла Скоропадского и восстановление УНР.
«Петлюра честолюбив, идеалист без всякого размаха, а главное, — за ним пошли бы только крайние левые круги Украины и галичане, затем он не столько государственный деятель, сколько партийный, а это для создания государства не годится. Кроме того, с ним не считались бы немцы. Хотя якобы под фирмой Петлюры я был свален и должен был бы поэтому иметь зуб против него, я все-таки скажу, из всех социалистических деятелей на Украине это единственный, который в моих глазах в денежном отношении остался чистым человеком; затем он искренен, в нем много рисовки, но это уже черта украинская, я думаю, воспитанная в украинских деятелях всем прошлым украинского движения», — писал о нем в своих мемуарах Павел Скоропадский.
Вскоре Украинская Народная Республика оказалась в огненном кольце из войск большевиков, белогвардейцев, стран Антанты и Польши. После отступления армии УНР из Киева и выезда Винниченко за границу Симон Петлюра возглавил Директорию, оставаясь одновременно главным атаманом войск УНР. В составе Директории он находился от первого до последнего ее существования и в течение десяти месяцев возглавлял вооруженную борьбу против интервентов.
В октябре 1919 года в результате крайне неблагоприятной внешнеполитической и военной ситуации украинская армия оказалась под угрозой уничтожения, поэтому было решено продолжить освободительную борьбу партизанскими методами. Пытаясь вывести Украину из международной изоляции, Симон Петлюра был вынужден пойти на заключение между УНР и Польшей соглашения о совместных действиях против Красной армии. Однако ставка на этот союз не оправдала себя — польское правительство, предав союзников, фактически оставил украинское войско наедине с большевиками. После тяжелых боев на территории Украины армия УНР должна отступить за реку Збруч и в конце ноября 1920 была интернирована польскими властями.
В 1923 году правительство советской Украины потребовало от польских властей выдачи Петлюры как врага народа. Поэтому он вынужден был уехать сначала в Будапешт, затем — в Вену и Женеву, а с 1924 года поселился с семьей в Париже. На территории Франции Петлюра продолжал руководить деятельностью эмигрантского правительства УНР, основал еженедельник «Тризуб», активно занимался публицистикой.
25 мая 1926 года прозвучали те самые выстрелы Шварцбарда. Хоронили Петлюру под желто-голубым флагом на кладбище Монпарнас в Париже.
Антисемит или жертва большевиков?
В советской историографии, в энциклопедиях и словарях Симон Петлюра выставляется контрреволюционером. «Симон Петлюра — один из главарей контрреволюционного буржуазно-националистического движения на Украине во время Гражданской войны (см. Петлюровщина). Учился в духовной семинарии, откуда был исключен за участие в украинском националистическом движении. Был лидером Украинской социал-демократической рабочей партии, представлявшей интересы украинской городской мелкой буржуазии… Один из главных организаторов репрессий националистических банд против трудящихся Украины за их поддержку советской власти. После разгрома войск Директории Советской Армией (конец 1919) бежал в Варшаву», — так писала о Петлюре Советская военная энциклопедия. Другой оценки деятельности Петлюры в СССР не было.
Хотя в правительстве Директории он представлял Социал-демократическую партию и принимал решения совместно с левыми и революционными эсдеками и эсерами.
Еврейская историография преимущественно освещает Петлюру как организатора еврейских погромов. «Несмотря на то, что правительство Директории торжественно провозгласило политику национальной автономии и предоставление евреям всех национально-политических прав, а также создало министерство по еврейским делам, деятельность Директории, которой фактически управляла «атаманская группа» во главе с Петлюрой, ознаменовалась кровавыми еврейскими погромами. Отступавшие зимой 1919 г. под ударами Красной армии войска Директории превратились в банды убийц и грабителей, нападавшие на евреев во многих городах и местечках Украины. По данным комиссии Красного Креста, во время этих погромов было убито около пятидесяти тысяч евреев. Петлюра не мог (согласно многочисленным свидетельствам, и не пытался) положить конец кровавым бесчинствам, которые творила его армия. На одну из просьб евреев, чтобы он, воспользовавшись своей властью, прекратил погромы и наказал погромщиков, Петлюра ответил: «Не ссорьте меня с моей армией». Лишь в июле 1919 г. Петлюра направил войскам циркулярную телеграмму, а в августе 1919 г. издал приказ по армии, резко осуждавший погромы, декларировавший, что евреи не являются врагами украинского народа, и грозивший суровым наказанием погромщикам», — пишет о Петлюре русскоязычная Еврейская электронная энциклопедия.
Его адвокат Торрес обосновывал личную ответственность Симона Петлюры за погромы украинских евреев тем фактом, что Петлюра как глава государства нес ответственность за все происходящее на контролируемой им территории.
Российский публицист Василий Голованов утверждает, что Шварцбард был знаком с Нестором Махно. Согласно воспоминаниям самого Махно, тот попробовал отговорить Шварцбарда от убийства и даже предупредить Петлюру, но тщетно. Позже Нестор Махно якобы согласился выступить на суде по делу Шварцбарда и свидетельствовать в пользу Петлюры, отрицая, в частности, антисемитизм украинского лидера.
Соратники и близкие Петлюры представили на процессе более 200 документов, свидетельствовавших, что Петлюра не только не поощрял антисемитизм, но и жестко пресекал его проявления в своей армии, дисциплина в которой была не на высшем уровне. Например, 4 марта 1919 года петлюровский «атаман» Семесенко, двадцати двух лет от роду, отдал своей «Запорожской Бригаде», квартировавшей около Проскурова, приказ истребить все еврейское население в городе. 5 марта было убито больше тысячи человек, включая женщин и детей. Через несколько дней Семесенко наложил на город контрибуцию в 500 тысяч рублей и, получив ее, поблагодарил в приказе «украинских граждан Проскурова» за оказанную ими «Народной Армии» поддержку. Сообщалось, что из-за этого 20 марта 1920 года по приказу Петлюры он был расстрелян.
Однако все эти доводы были приняты во внимание, так как Торрес показал, что большинство из них были составлены после изгнания петлюровцев с Украины и ни один не был подписан Петлюрой лично. Еврейский историк Семен Дубнов утверждал, что в архивах Берлина находится около 500 документов, доказывающих личную причастность Петлюры к погромам.
На суде не были приняты во внимание и заявления еврейских лидеров, выступивших в защиту Симона Петлюры. В частности, такие представители, как Жаботинский, Марголин, Гольдельман, Добковский, пытались доказать ошибочность обвинений, предъявляемых покойному Петлюре. Но — тщетно.
Так, Елия Добковский дал письменные показания об участии в деле об убийстве Петлюры Михаила Володина, которого он считал агентом НКВД. Володин, появившись в Париже в 1925 году, якобы активно собирал информацию об атамане, был лично знаком с Шварцбардом и, по версии Добковского, помогал ему подготовить убийство. О причастности НКВД к организации убийства Петлюры в 1926 году свидетельствовал в Конгрессе США бежавший на Запад сотрудник ОГПУ (подразделение НКВД) Петр Дерябин. Все это было проигнорировано.
В итоге французский суд оправдал Шварцбарда.
«Просто миф, порожденный на Украине»
Сейчас, с раскрытием архивов, всплыли факты злодеяний против евреев, совершенных всеми сторонами войны — атаманами, деникинцами, поляками, большевиками, в частности казаками Буденного. И даже недисциплинированными подразделениями армии УНР. Украинские власти по-разному справлялись с этими проявлениями. Во время Гетманата их было значительно меньше, правительство УНР же было менее эффективным. Хотя отдельные карательные действия против погромщиков зафиксированы в архивах. Так, в январе 1919 года в Житомире и Бердичеве зачинщики погромов были расстреляны, а одна из воинских частей, принимавшая участие в преступной акции, — расформирована. Председатель Директории Винниченко утверждал, что погромнической агитацией занимаются большевистские и черносотенние элементы. «Правительство будет энергично бороться не только с антисемитизмом, но и со всякими проявлениями большевизма», — говорил он.
Представитель еврейской партии Поалей-Цион Драхлер говорил Петлюре: «Мы глубоко убеждены, имея достаточно фактов, что житомирский и бердичевский погромы возникали против воли правительства». Даже пробольшевистски настроенный представитель Бунда Рафес, сначала утверждавший, будто бы «особый отряд, который был послан в Житомир и Бердичев для борьбы с Советами, устроил там погром», потом, выступая на заседании Трудового Конгресса Украины 26 января 1919 года, заявил: «Директория говорит, что она во многом не виновна, что она не виновна в погромах. С этим я согласен. Никто из нас не обвиняет Директорию в том, что она повинна в погромах».
Еще один документ говорит о реакции Петлюры на погром на станции Яреськи. Узнав от министра еврейских дел УНР, что проходящие части на станции совершали насилия над еврейским населением, он немедленно дал телеграмму военному коменданту станции Миргород: «Приказываю расследовать дело и мне донести, а также принять меры, чтобы подобные эксцессы в дальнейшем не имели места и уголовно преследовались. 28 января. Главный атаман Петлюра».
А когда вскоре он возглавил и Директорию, то именно по его инициативе правительство УНР специально рассмотрело вопрос о еврейских погромах в Каменце-Подольском и Проскурове, требуя от военных руководителей «принять самые решительные меры к полной ликвидации антиеврейских погромных действий, а виновных привлечь к суровой каре по законам военного времени».
Кроме того, от имени правительства издавалось обращение к населению и армии, в котором выяснялись «те печальные последствия и огромный вред, которые несут для украинского народа и для дела освобождения Украинской Народной Республики антиеврейские погромы, а и население и казачество призывалось делом помочь уничтожить в корне все эти преступные явления».
Петлюра на встрече с представителями партии Поалей-Цион подтверждал еврейским представителям, что он «всю силу своего авторитета использует для того, чтобы устранить эксцессы против евреев».
Впрочем, другого суда по делу Петлюры не будет. Как говорится, история разберется, кто был прав, а кто нет. Главное — смотреть в архивы.
«Ну, так вот что я вам скажу: не было. Не было! Не было этого Симона вовсе на свете… Просто миф, порожденный на Украине в тумане страшного 18-го года», — писал Михаил Булгаков в «Белой гвардии». Частично Булгаков был прав — миф в тумане страшного времени действительно был. Но был и сам Петлюра. В его честь на Украине названы улицы в Киеве, Львове, Ровно, Тернополе и др. городах.