Когда в марте 2014 года объединенная экспозиция крымских музеев «Крым. Золото и тайны Черного моря» действовала в Амстердаме, Россия аннексировала Крым. Искусство — около двух тысяч ценностей — стало заложником политической ситуации, и до сих пор обсуждается, как с ними поступить.
Кому возвращать экспозицию, застрахованную почти на два миллиона долларов? Крымским музеям, откуда экспонаты были взяты, археологи которых все нашли на полуострове, а ученые — исследовали? Или Киеву, Министерство культуры которого отправило экспозицию на гастроли, а сами экспонаты юридически принадлежали Национальному фонду музеев Украины? Свои претензии предъявляет и Москва, уверяющая, что исторические находки должны вернуться на свое место. Но многие опасаются, что, если ценности вернутся в Крым, они могут отправиться на «вечные гастроли» в московские или петербургские музеи.
«Это первый такой прецедент в мире. Совсем другое дело, когда шли войны, и музеи попадали в чужие руки. В этом случае все иначе, поэтому никто точно не знает, как поступить», — сказала Людмила Храпунова, главный хранитель Центрального музея Тавриды в Симферополе.
Вместо экспонатов — листок с надписью
В Центральном музее Тавриды в Симферополе кассир отрывает билет, стоивший 100 рублей (1,2 евро), и зовет работников, которые пьют кофе в соседнем помещении. В сопровождении охранника выходят две женщины. Одна из них представляется моим гидом, другая просто включает свет в тесном зале. Когда мы входим в помещение, охранник запирает решетку на двери и все время экскурсии сопровождает нас. Гид на русском языке рассказывает о найденных в Крыму исторических художественных ценностях. Среди них — множество элементов декора, монеты, посуда и пр.
Меня сопровождают на второй этаж, где находится другая часть экспозиции. В просторных залах, как и в Литве, сидят пожилые женщины — дежурные. Гид продолжает свой рассказ об экспонатах, она больше внимания уделяет тем местам, где экспонатов нет. На пустом месте лежит листок с надписью: «Экспонат находится на выставке в Амстердаме».
Мир искусства чувствует изоляцию
Прошедший в Крыму референдум не признала ни одна европейская страна, поэтому сюда не приезжают никакие международные выставки. Но есть и другие нюансы. Храпунова встречает меня, вытирая руки. Она оправдывается: «Раньше археологические экспонаты мы отправляли на реставрацию в Киев. Сейчас мы это делать не можем, а отправлять в Москву очень дорого и сложно. Поэтому, насколько возможно, пытаемся реставрировать сами, своими руками. В Крыму профессионалов в этой области нет».
На вопрос, сильно ли пострадал музей, лишившись экспонатов, она кивнула: «Из-за этих пустот наши выставки стали хуже, нет целостности. В экспозиции были разные уникальные и ценные экспонаты. Мы лишились 451 единицы художественных произведений. Еще больше пострадал Бахчисарайский музей — более тысячи особо ценных археологических находок сейчас в Амстердаме. Это, конечно, большая потеря для музея».
Дилемма искусства и политики
Выставку «Крым. Золото и тайны Черного моря» организовала известный куратор, проживающая в Германии Валентина Мордвинцева. Эту выставку составили экспонаты из четырех музеев: Бахчисарайского, Керченского, Херсонского и Центрального музея Тавриды.
Как сказал в интервью The New York Times директор музея Алларда Пирсона Вим Хупертс, были приложены большие усилия, чтобы убедить крымские музеи прислать эти ценности сначала в Германию, а потом — в Амстердам. Храпунова сказала, что на выставку «Крым. Золото и тайны Черного моря» выстраивались очереди, а большая экспозиция заняла несколько залов. Экспонаты датируются как последним периодом до нашей эры, так и первыми годами нашей эры.
Комментируя сложившуюся ситуацию, Минкульт Украины утверждает, что выставка — его собственность, поэтому должна быть возвращена Киеву. Но крымские музеи считают, что экспонаты должны вернуться на свои места, хотя музей сейчас принадлежит России. Музей в Амстердаме не решается на какие-либо действия и ждет решения суда, который должен выяснить, кто является владельцем экспонатов.
Между правом и моралью
По словам собеседницы, экспонаты должны вернуться на свои места, на свою землю. «Я верю, что здравый смысл победит. Нельзя позволять, чтобы политика забирала наши ценности, найденные в нашей земле. Их выкопали крымские археологи, исследовали наши ученые. Эти экспонаты — часть нашей экспозиции, — уверяет работница музея, хотя и признает, что претензии Киева логичны. — С другой стороны, тогда Крым был частью Украины. Вывезти экспозицию разрешило Министерство культуры Украины. Сейчас две основные претензии — мы хотим, чтобы наши экспонаты вернулись на свои места. А Украина предъявляет свои логичные претензии».
На вопрос, не опасается ли она, что возвращенные ценности будут вывезены в главные музеи России, Храпунова ответила, что такой практики не было. Она призналась, что такая ситуация задевает ее лично, но понимает, что у этого вопроса есть две стороны — юридическая и эмоциональная. «Единственное, что осталось у нас в этой ситуации — надежда», — сказала Храпунова.