Газета Der Standard (30.05) сравнивает некоторые аспекты современной геополитики с известным сериалом «Игра престолов»: кто сдастся первым? Политическое и экономическое положение во многих странах настолько сложное, что их единственная надежда состоит в том, что их соперники сломаются раньше них. Поэтому правительства этих стран цепляются за власть, используя в своих интересах внутренние слабости своих противников. Российский президент Владимир Путин является ярким тому примером, утверждает издание, а его последние операции в Сирии и на Украине напоминают действия геополитического пирата.
Однако, как считает газета, эти действия основаны на внутренней слабости. Так, российская аннексия Крыма была скорее попыткой укрепить режим. Соперничающие державы использовали в своих интересах неспособность Путина уменьшить зависимость российской экономики от нефти и газа и для раскола российской элиты ввели санкции против России. Путин надеется удержать на плаву экономику России, чтобы пережить развал Украины. Кремль нажал на все рычаги для дестабилизации Украины: позволил российским войскам напасть на украинскую территорию, манипулирует политику на Украине, использует поставки энергоносителей для давления и ведет информационную войну.
Кроме того, Путин рассматривает ЕС как утопический мультинациональный проект, который сломается под грузом собственных противоречий. И для этого Кремль также делает все возможное, поддерживая правоэкстремистские партии по всему ЕС. При этом Путин не ограничивается Европой. После того, как турецкие войска сбили российский военный самолет, Путин принял ряд мер для дестабилизации Турции. Он объявил экономические санкции, распространяет слухи о коррупции в окружении президента Эрдогана, пригласил в Москву главу партии курдов и, как утверждают, снабдил Рабочую партию Курдистана оружием. Политолог Иван Крастев считает: «Похоже, что Путин выбрал долговременную стратегию, чтобы ослабить турецкую экономику и политически „похоронить“ Эрдогана».
Критически оценили СМИ итоги прошедшего в Японии саммита G7. «„Большая семёрка“ предпочитает смотреть назад, а не вперёд», — пишет газета Die Presse (28.05). Итоговое коммюнике саммита издание называет «размытым» и «расплывчатым» и задается вопросом о современности такого формата саммита вообще. Впрочем, в этом коммюнике каждая из стран-участниц могла найти то, что ее устраивает, указывает газета. Для Европы и прежде всего для Германии это была тема беженцев. Для США — продолжение антироссийских санкций в случае, если Россия полностью не выполнит минские соглашения.
Обязательных в правовом отношении решений от этой встречи никто и не ожидал. И, пожалуй, уже нельзя назвать участников саммита «неформальным мировым правительством», считает Die Presse. С тех пор, как из-за аннексии Крыма в 2014 году Россия не принимает участие в этих встречах, трудно уже говорить, как раньше, о встрече «ведущих промышленных стран мира».
На саммите участники пригрозили России еще и новыми санкциями в случае, если не будет решен кризис на Украине. Ответ не заставил себя ждать. Москва планирует продлить свои санкции против Запада до 2017 года. Да и Китай, являющийся второй экономикой в мире, тоже никогда не принимал участия в таком саммите. В итоговом коммюнике нет ни слова о будущих проектах, да и ощущения единства на встрече тоже не было, резюмирует газета.
«Освобождение Надежды Савченко — примирительный жест Кремля», — так считает газета Der Standard (27.05). После более чем двух лет идеологической конфронтации между Россией и Западом Владимир Путин посылает Европе сигнал о примирении: «Нерешаемых проблем в наших отношениях с ЕС нет», — заверил Путин перед своим визитом в Грецию и призвал к оживлению «многопланового партнерства», которое, однако, будет возможно лишь в том случае, если будут учтены интересы обеих сторон.
Как жест доброй воли можно рассматривать и обмен украинской летчицы Надежды Савченко на российских солдат Евгения Ерофеева и Александра Александрова. Желание идти навстречу друг другу заметно, пишет Der Standard, но должно, однако, подтверждаться делами, причем, с обеих сторон. Потому что продолжительная конфронтация на континенте никому не нужна. Для этого надо не только, чтобы Москва оказала давление на сепаратистов, но чтобы и Брюссель оказал давление на Киев, чтобы тот придерживался договоренностей, считает газета.
По итогам визита был подписан меморандум и сделаны два политических заявления. Премьер Алексис Ципрас говорил даже о «стратегическом решении» Греции в пользу России. Такого Путин в ЕС давно не слышал, с тех пор, как Брюссель два года назад ввел штрафные меры из-за аннексии Крыма. С Австрий, Венгрией и Италией греческий премьер находится в лагере тех, кто выступает за отмену антироссийских санкций. Он назвал их «непродуктивными» на короткой пресс-конференции с Путиным.
Об отношении австрийских политиков к российскому президенту пишет газета Der Standard (30.05), обсуждая интервью министра иностранных дел Австрии Себастьяна Курца (Sebastian Kurz) германскому журналу Spiegel, в котором он «отговаривает от кооперации с Турцией в вопросах проблем с беженцами», потому что «зависимость опасна». Тот факт, что Эрдоган опасен, по крайней мере, сейчас, — никто из здравомыслящих людей оспаривать не будет, утверждает издание. Вот только о российском руководителе Владимире Путине ни один австрийский политик не говорит, что он опасен не менее, чем Эрдоган. Но с одним существенным отличием: от президента Австрии до членов Экономической палаты Австрии и до Австрийской партии свободы — все друзья Путина.
Мало того, OMV (крупнейший энергетический концерн Австрии) уже почти попал в зависимость от «Газпрома», а Вена с благоволения Москвы стала местом проведения конференций по Сирии. Газета отмечает, что в интервью с Курцем Spiegel не ставил ему острых вопросов и даже «забыл», говоря о соблюдении Эрдоганом прав человека, спросить о том, как он относится к соблюдению прав человека в «путинской России». Пожалуй, считает газета, министр иностранных дел все хорошо продумал. Несмотря на аннексию Крыма, Путин не является «врагом» Австрии. Более того, он воспринимается как «друг». А вот Эрдоган из-за его близости к политическому исламизму является «опасным противником», которому не стоит предоставлять свободу действий, — делает вывод Der Standard.
СМИ продолжают обсуждать подробности нового допингового скандала в России. «Будет ли спортивная держава Россия исключена из участия в Олимпийских играх в Рио полностью или лишь частично?» — интересуется газета Wiener Zeitung (28.05). Над этим весьма острым для спортивной политики вопросом после недавних обвинений в допинге — не только на Играх в Сочи, но и в Пекине, и в Лондоне — спортивные функционеры ломают головы по всему миру.
Бросается в глаза, подчеркивает Wiener Zeitung, что инициатором во всех этих разоблачениях, очевидно, являются США: Трэвис Тайгарт (Travis Tygart), глава американского антидопингового агентства, потребовал в статье, опубликованной The New York Times: «Чтобы защитить чистых спортсменов, надо запретить российскому легкоатлетическому союзу принимать участие в играх в Рио». А если нарушения будут обнаружены и в других видах спорта, то Тайгарт выступает за полный запрет участия в Олимпиаде.
Здесь, конечно, чувствуются и мотивы спортивной политики, признает газета. Таким образом, Тайгарт оказывает существенный нажим на президента МОК Томаса Баха, который, однако, предвидит неприятные решения: «Что бы мы ни сделали, критиковать будут все равно». В конечном счете, отстранение от участия коснется и чистых спортсменов из России, которых следует защитить от «коллективной ответственности», — приводит газета мнение Томаса Баха.