Представитель правительства Польши по вопросам развития стратегической энергетической инфраструктуры Петр Наимский (Piotr Naimski) заявил, что Польша не намерена продлевать в 2022 году долгосрочный контракт с «Газпромом» на поставки газа, сказав, наконец, то, что давно обсуждали «многие здравомыслящие менеджеры» газовой отрасли: Варшаве пора освободиться от автоматического продления заключенного еще в 1996 году контракта с российским концерном, рассказывает Gazeta Wyborcza (2.06).
Пользуясь своим монопольным положением, «Газпром» навязал полякам самую высокую в ЕС цену на свое голубое топливо, но ситуация начала меняться: теперь Варшава может обеспечить половину своих потребностей в этом ресурсе при помощи поставок через новый газовый терминал в Свиноуйсьце, отмечает автор публикации. Возможно, делает оговорку он, ссылаясь на мнение российских аналитиков, заявление Наимского было частью игры с Москвой в рамках переговоров по снижению тарифов, а стоило ли «дразнить медведя», покажет время.
Польское правительство послало ясный сигнал: оно будет покупать российский газ только на выгодных для себя условиях, пишет Rzeczpospolita (31.05). Момент, как полагает газета, был выбран исключительно удачно: «Газпром» не может позволить себе потерять такого крупного европейского клиента в ситуации, когда он уже лишился позиции монополиста на востоке Европы после того, как Литва открыла плавучий терминал по приему сжиженного природного газа.
История поставок нефти на польский рынок показывает, что компании с востока, сталкиваясь с конкурирующим импортом, начинают предлагать очень хорошие цены, а сейчас пришло время, чтобы то же самое произошло с газом: «„Газпром“ смягчится, это вопрос времени», — подводит итог газета.
Отказ от продления договора на поставки российского газа в его современной форме — это хорошее решение: оно понравится Брюсселю, который стремится к тому, чтобы европейцы отказались от долгосрочных контрактов, поскольку россияне используют их для давления на отдельные государства, ставя тарифы в зависимость от двусторонних отношений, полагает Polityka (31.05).
По задумке Варшавы, в ближайшее десятилетие Польша должна создать собственную систему поставок и превратиться в газовый хаб своего региона, обеспечивающий сырьем значительную часть континента, однако, как предсказывает еженедельник, эти планы будет сложно воплотить в жизнь на фоне того, что ни немцы, ни чехи, ни словаки, ни австрийцы не собираются отключаться от российского газа или присоединяться к польским альтернативным проектам.
Тема газа вызывает в Польше особенные эмоции, и в дискуссиях все чаще появляется вопрос: не следует ли полностью отказаться от покупки российских углеводородов, поскольку Кремль направляет доход от их продажи на военные инвестиции? Однако как польское правительство, так и поляки смотрят на ситуацию реалистично, указывает Defence.24 (1.06). Речь, подчеркивает портал, идет не о полном прекращении поставок из России, а о переводе отношений с «Газпромом» в рыночную плоскость.
Истоком российского экономического кризиса стало желание Путина раздать «всем сестрам по серьгам», чтобы успокоить вспыхнувшие в России в 2011–2012 годах общественные волнения, считает Gazeta Wyborcza (31.05). Баррель нефти стоил тогда около 100 долларов, доллар — 29,8 рубля, Россия была свободна от санкций, однако экономика уже начинала заметно замедляться, а к настоящему дню она пришла в такое состояние, что премьер-министру Медведеву пришлось открыто сказать крымским пенсионерам, что государство не в состоянии повысить им пенсии, описывает ситуацию журналист издания.
В Москве, пишет он, лихорадочно и, судя по всему, на ощупь пытаются найти пути выхода из кризиса. Однако российский президент не прислушивается к советам бывшего вице-премьера Кудрина, рекомендующего постараться наладить отношения с соседями и с Западом. Кремль продолжает ставить на первое место специфически понимаемый суверенитет, не считаясь с потребностями своих граждан.
«Денег, которые обещал раздать Путин, „нет“. Зато есть суверенитет. А россияне должны „держаться“. В этом они как раз большие мастера и держаться способны долго», — подводит итог автор комментария.
Российский премьер, который объявляет пенсионерам, что у государства нет для них денег — это что-то новое, удивляется публицист ресурса wPolityce.pl (27.05). Ситуация, отмечает он, ссылаясь на мнение экономистов, выглядит критической: если значительно не повысятся цены на энергоресурсы, или если Россия не сможет вновь брать дешевые кредиты в иностранных банках, в середине следующего года российский резервный фонд будет исчерпан.
Российское руководство понимает это и поэтому старается всеми силами нормализовать отношения с Западом. От того, удастся ли ему это, зависит многое: «Через полтора года мы можем оказаться или в мире новой перезагрузки, или в реальности, в которой возможности Москвы, а за этим следует страх, который она сеет, будут сильно ограничены», — обрисовывает перспективы журналист.
Super Express (29.05) обращает внимание на другой фактор, подрывающий экономику российского государства: несоразмерные возможностям страны расходы на вооружения. Государство со слабой экономикой не способно содержать сильную армию, что показала история СССР. Его пример в саморазрушительном порыве повторяет современная Россия, не только вооружаясь, но и активно ведя экспедиционные войны на Украине и в Сирии, объясняет публицист газеты. Польшу, которая видит в российском государстве военную угрозу, продолжает он, такое развитие событий может только радовать, «жаль только простых россиян, которым их лидеры вновь приготовили жестокую школу выживания».
Defence.24 (1.06) публикует интервью с директором отдела исследований лондонского аналитического центра European Leadership Network Лукашем Кулесой (Łukasz Kulesa), который обрисовывает основные задачи, стоящие перед НАТО в его взаимоотношениях с Россией. Эксперт надеется, что альянс после июльского саммита в Варшаве сможет создать многонациональные подразделения, дислоцирующиеся на его восточных рубежах, усилить риторику ядерного сдерживания. А в дальнейшем — «выработать новые правила, которые станут рамками для выстраивания взаимных отношений» с российской стороной, и «укрепить систему контроля над вооружениями, прозрачностью военных действий и предотвращением инцидентов, которые могут привести к эскалации».
Одновременно собеседник издания отмечает, что прямой угрозы конфронтации с Москвой в настоящий момент нет. Хотя Россия, отказавшаяся занять место в общеевропейской системе безопасности, стремится стать самостоятельным центром международного влияния и продолжает оказывать давление на постсоветские страны, она, по его убеждению, не планирует возвращать себе контроль над государствами Восточно-Центральной Европы, которые стали членами НАТО и Евросоюза. Или, тем более, рисковать развязыванием военного конфликта с Западом.
«Если взглянуть на российские решения по поводу применения силы, видно, что самое главное для российского руководства — это баланс плюсов и минусов. (…) Мне сложно представить, насколько должен отчаяться президент Путин, чтобы рискнуть начать операцию, которая может привести к ядерной войне. Аргумент, что он сделает это, „прощупывая НАТО“, кажется мне не слишком убедительным», — говорит он.