«НАТО ищет консенсус в вопросе противостояния с Россией», — отметила International New York Times (31.05) в своем европейском издании. Не надо думать, что речь идет о консенсусе с Россией! — такое авторам этой газеты и в голову не придет. Просто есть проблемы внутри самого альянса. Так, например, там никак не могут найти страну, которая сформирует и направит четвертый батальон войск для размещения в Польше и трех странах Балтии. И «пока руководители НАТО настаивают, что четвертая страна будет найдена, — пишет газета, — аналитики считают, что неприятности альянса находятся на более глубоком уровне, чем эта проблема, в то время, когда оборона Европы проходит испытания, которых она не видела давно».
Слова генсека НАТО Столтенберга о том, что комплексы противоракетной обороны (ПРО), которые развертываются сейчас в Румынии и будут развернуты в Польше, не направлены против России, — «почему-то» не убеждают Москву, признает газета. К тому же и Франция настроена скептически, позволив себе «не пожелать предоставить верховному главнокомандующему НАТО, — всегда американцу, — слишком много полномочий для действий в кризисной ситуации».
Видимо, стремясь помочь НАТО преодолеть проблемы, газета пугает читателей следующим пассажем: «Некоторые государства-члены считают, что Россия уже имеет ядерное оружие в Калининградской области, где она публично угрожала ядерными боеголовками в проводимом ранее военном учении, и осталось непонятным, были ли они удалены. Россия разместила там ракеты „Искандер“, которые могут использоваться как для обычных, так и для крылатых или баллистических ракет с ядерными боеголовками, что создает дополнительную стратегическую неопределенность».
По мнению ученых мужей, авторов интернет-журнала U.S. News & World Report (1.06), «Москва стремится навязать соседним странам своё влияние и вернуть себе статус великой державы на международной арене, но эти две цели несовместимы. Только покинув восток Украины и реформировав свою экономику, Россия сможет получить широкое признание и реализовать свой потенциал великой державы».
Это мнение в значительной степени поддерживает Максим Трудолюбов, которого журнал Newsweek (3.06) представляет теперь исключительно как старшего научного сотрудника Института Кеннана (Kennan Institute), не упоминая уже в качестве автора газеты «Ведомости». Трудолюбов считает опасным «план Путина по возвращению величия России» и пытается доказать причастность российского лидера к управлению крайне левыми и крайне правыми политическими партиями, набирающими силу как в Европе, так и в других странах мира.
Кроме того, самого Путина он представляет человеком опасным. Так как — в отличие от других «авторитарных лидеров», желающих сделать свои страны «снова великими в эти дни», — тот «готов выступить с открытыми претензиями на присоединение территорий соседних стран и выразить недовольство глобальными и региональными механизмами безопасности».
Надо сказать, что Newsweek (3.06) в тот день, судя по всему, очень старался «наверстать» утерянную в массах популярность с помощью антироссийских публикаций, написанных «учеными мужами». Стивен Блэнк (Stephen Blank), еще один старший научный сотрудник, на этот раз из Американского совета по внешней политике при Конгрессе США (American Foreign Policy Council), обвинил президента РФ во лжи, заявив, что, во-первых, НАТО никогда не давала обещания России не расширять состав участников после объединения Германии. И, во-вторых, эта организация никогда не отвергала российские усилия по интеграции с ней, так как никакой формальной заявки о вступлении в альянс Россия не подавала.
Тему продолжил все в том же номере журнала (Newsweek, 3.06) небезызвестный Игорь Сутягин, отсидевший в свое время в России за государственную измену, а теперь — старший научный сотрудник Королевского Объединенного института оборонных исследований Великобритании. По его мнению, «Путин похоронил Соглашение НАТО с Россией», потому что все четыре условия этого соглашения были к настоящему времени нарушены Россией. Следовательно «полезным будет начать публичную дискуссию среди государств — членов НАТО по вопросу о том, должен ли альянс придерживаться ограничений и соблюдать условия соглашения, которое Россия уже давным-давно похоронила».
«Европа игнорирует российскую военную угрозу» — так тревожно оценил ситуацию Питер Дикинсон (Peter Dickinson) всё в том же номере журнала (Newsweek, 3.06). Автор не относится к сильно ученым мужам, но является издателем некоторых украинских изданий, включая журнал Business Ukraine, что объясняет многое.
Гораздо более взвешенно оценивал ситуацию Кеннет Рапоза (Kenneth Rapoza) в финансово-экономическом журнале Forbes (31.05), который, рассказав о заседании экономического совета в Кремле, отметил мнение Алексея Кудрина, бывшего министра финансов, а ныне председателя московского Центра стратегических разработок: «Для оздоровления экономики Россия должна снизить геополитическую напряженность». Заслуживает внимание и его фраза о том, что «Путин также признал, что „не в наших интересах усиливать напряженность и поддаваться на провокации“. И что иностранный бизнес в России всячески приветствуется».
Необычный, можно сказать, редкий случай произошел с газетой The New York Times (1.06), которая вдруг опубликовала весьма жесткую статью американского журналиста Яна Бейтсона (Ian Bateson) «Украина объявляет войну журналистике». Автор нашел свое имя в списке скандального украинского сайта «Миротворец» в качестве «пособника террористов». А вина его заключалась в том, что в июле 2014 года он получил в ДНР аккредитацию для работы на территории, куда упали обломки малайзийского боинга рейса МН17.
О «России, Сирии и ахиллесовой пяте США» рассуждала Нэнси Юссеф (Nancy A. Youssef) на популярном веб-сайте The Daily Beast (5.06). Начав с того, что «за прошедшую неделю Россия усилила атаки на севере и западе Сирии, и США возмутились, заявив, что Россия только делает вид, что атакует террористов», автор достаточно подробно проанализировала ситуацию и пришла к выводу: «Некоторые из поддерживаемых США повстанцев действительно тесно связаны с „Аль-Каидой“. После последнего наступления России в Сирии США стало гораздо труднее убеждать эти группировки разорвать связи с террористами. Эта ситуация еще больше обнаруживает ахиллесову пяту американской стратегии в Сирии: граница между террористами и умеренными повстанцами очень тонка».
В связи с регулярными напоминаниями американских СМИ об отсталости России и её зависимости от западных технологий, любопытно было прочитать небольшой материал в The Wall Street Journal (6.06) о том, что Пентагон вновь выражает обеспокоенность по поводу прекращения использования российских ракетных двигателей (РД-180 — этот двигатель американцы используют для запуска многих военных ракет – ред.). Прекратить закупки этих двигателей давно требует — и небезуспешно — сенатор-русофоб Джон Маккейн (John McCain).
Нынешние аргументы Пентагона таковы: «Дополнительные расходы, по прогнозам, составят от полутора до пяти миллиардов долларов в течение примерно шести лет и „вытеснят инвестиции в другие важные проекты по национальной безопасности“, что может привести к „непредвиденным последствиям в разработке новых отечественных системах запуска“».
Не обошлось на прошлой неделе и без очередного материала о применении допинга в России. Российские спортсмены широко используют запрещенные стимулирующие препараты, в этом также замешаны правительство и РУСАДА — об этом предупреждал Всемирное допинговое агентство (ВАДА) еще накануне зимней Олимпиады 2010 года в Ванкувере бывший сотрудник Российского антидопингового агентства (РУСАДА) Виталий Степанов (The Washington Post, 3.06). При этом сотрудники ВАДА отказались тогда проводить расследование и посоветовали ему обратиться к западным СМИ.
Газета выражает сомнения в эффективности ВАДА, ссылаясь на высказывания разных людей, и приводит, в частности, мнение Трэвиса Тыгарта (Travis Tygart), исполнительного директора американского антидопингового агентства, из публикации в The New York Times за 25 мая: «Затягивание ВАДА расследования подняло серьезные вопросы о готовности агентства делать свою работу».
Виталий Степанов, скрывающийся сейчас в США вместе с женой Юлией Степановой, «тем временем, ожидает разрешения на работу, чтобы начать наконец-то зарабатывать деньги для своей семьи. Он не знает, как он будет зарабатывать деньги на жизнь в своем новом американском доме, но он сказал, что, возможно, станет таксистом. Он держит детали своего местопребывания в секрете, опасаясь возмездия», — сообщает The Washington Post.