Историческая встреча представителей православных церквей должна состояться на Крите с 16 по 27 июня под председательством патриарха Константинопольского Варфоломея I. С чем сложно смириться Москве.
Это «великое и святое» событие готовится уже больше века. Однако отказ нескольких церквей принять участие во Всеправославном соборе, который должен пройти с 16 по 27 июня на греческом острове Крит, ставит под сомнение историческую встречу лидеров восточного христианства.
Вот уже не первый месяц организация этого мероприятия подвергается за кулисами жесткой критике со стороны ряда митрополитов-консерваторов, которые считают, что собор приобретает «чересчур экуменический» оборот. Кроме того, в опубликованном 1 июня пресс-релизе болгарский Святой Синод (этот коллегиальный институт стоит во главе церкви в стране) пошел еще дальше и призвал попросту отложить собор. В противном случае болгарский патриарх заявил о «категорическом отказе» участвовать в нем.
Конфиденциальное письмо
С чем связана такая резкая смена позиции в самый последний момент? В заявлении помимо прочего отмечается недовольство болгарского духовенства «навязанной программой» и организацией, которая «ставит под сомнение равенство автокефальных церквей».
Такой смелый и даже рискованный ход удивил многих экспертов. Однако на фоне порожденных им спекуляций болгарские СМИ сообщили 2 июня о существовании конфиденциального письма патриарха Московского Кирилла, в котором он выражает недовольство в схожих формулировках с теми, что прозвучали от болгарского духовенства. Это послание адресовано патриарху Константинопольскому Варфоломею и представителям 14 приглашенных на Крит автокефальных церквей и выглядит, как ультиматум.
«Русская церковь не в первый раз пользуется болгарской сестрой как прикрытием для собственных действий», — отмечает главный редактор софийского журнала «Христианство и культура» Тони Николов. Как и все остальные, он задается вопросом, является ли это попыткой сорвать собор или же просто «поднять ставки» за считанные дни до его начала. «Требовать изменений регламента, который обсуждают уже почти 50 лет, совершенно бессмысленно, — продолжает он. — В то же время здесь явно просматривается стремление россиян перевернуть столы, как в буквальном, так и переносном смысле, чтобы оспорить авторитет Варфоломея на соборе. И в перспективе встать во главе мирового православия».
Разумеется, после новости о болгарском бойкоте Московский патриархат потребовал от Варфоломея провести экстренное собрание до собора, чтобы определить его «осуществимость» в свете последних событий. Российский Синод напомнил о собственных претензиях, а также сомнениях грузин и маленькой сирийской церкви. Патриарх Константинопольский ограничился в понедельник сухим ответом, призвав участников «быть выше обстоятельств» и принять участие в работе «святого и великого» собора в запланированный срок.
Но состоится ли он? «Как и в дипломатии, теперь россияне могут позволить себе роскошь представить себя посредниками в конфликте, который сами же и разожгли», — полагает Тони Николов. Дело в том, что в тысячелетнем споре Москвы и Константинополя за души 300 миллионов православных теологические разногласия нередко переплетаются с геополитическими амбициями главных действующих лиц.
Варфоломей I по-прежнему обладает статусом «первого среди равных» по каноническим законам православного мира, что вызывает раздражение в России, особенно после того, как под крыло Константинопольского патриарха попросилась часть украинской православной церкви. В противостоянии с «Византией» Московский патриархат, лидер по числу верующих, умело играет на старых советских связях.
Кроме того, в отличие от коллег Кирилл обладает и немалыми финансовыми ресурсами: их ему щедро отсыпает Кремль, который видит в церкви дополнительное средство влияния в мире. Последняя мечта Владимира Путина отражает старые российские и даже советские амбиции: создание православного Ватикана под контролем Москвы, например, на горе Афон в Греции, куда недавно с большой помпой нанес визит российский лидер.