Историк Сердар Динчер (Serdar Dinçer), внимательно изучивший тысячи документов в архивах министерства иностранных дел Германии и в 2011 году опубликовавший свое исследование в книге под названием «Германо-турецкое товарищество по оружию и армяне», касается важных моментов.
По словам Динчера, то, что немецкие штабные офицеры организовали османские военные подразделения во многих местах, — очевидный факт. Он говорит, что немецкая военная миссия из 800 офицеров и 20-25 тысяч солдат направилась в Османскую империю в 1914 году, и разоблачает действия этой миссии, основываясь на материалах документов.
Одним из примеров являются атаки подполковника Эберхарда графа Вольфскехла фон Райхенберга (Eberhard Graf Wolffskeel von Reichenberg) в районах провинции Зейтун (Кахраманмараш), где находились в числе прочих и армянские отряды. Или другой пример: Карл Антон Иоганн Эдуард Бетрих (Karl Anton Johann Eduard Boettrich), ответственный за переброску военных по железной дороге, подписал приказ о депортации армян, которых принудительно задействовали в строительстве железной дороги.
Утверждается, что за этими действиями стоят экономические интересы. Например, политиков и военных, повлиявших в то время на позицию в отношении армян на территории Османской империи, поддерживали Deutsche Bank, Krupp, Erhardt или другие ведущие компании Германии, работавшие на Багдадской железной дороге. Отмечается, что некоторые немецкие компании силой заставляли армян и греков работать, и в дальнейшем это станет примером периодов, подобных «Варлык вергиси» (налог на недвижимость, введенный в 1942 году, ставка которого для представителей национальных меньшинств была гораздо выше, чем для остальных граждан Турции, — прим. пер.).
Кроме того, такие историки, как Тесса Хоффман (Tessa Hoffman) и Вольфганг Густ (Wolfgang Gust), а вместе с ними и Ваагн Дадрян (Vahakn Dadrian), единодушны в том, что Германия существенно влияла на события 1915 года. В частности, Дадрян утверждает, что османскими войсками, которые в августе 1915 года осаждали армянские отряды, укрывшиеся на горе Муса-Даг, командовал немецкий офицер.
Резолюция, которую принял германский парламент, признавший события 1915 года «геноцидом», «закрывает глаза» на роль немцев.
Кроме того, в прошлом году в Германии проект резолюции был одобрен первой комиссией, но из-за соглашения о реадмиссии между Турцией и ЕС принятия резолюции не допустили. То, что это произошло сразу после провала соглашения в этом году, доказывает, что Германия приняла резолюцию не в силу «нравственного императива», а по причине элементарного оппортунизма. Так что, как человек, который не называет события 1915 года «геноцидом», но отдает себе отчет в том, что это были болезненные события в истории Первой мировой войны, должна заметить, что позицию Германии я нахожу аморальной со всех точек зрения.
При этом Турция предприняла все необходимые шаги в этом вопросе. Она открыла свои архивы для экспертизы, а также предложила Армении и заинтересованным сторонам переговоры о событиях 1915 года. В апреле 2014 года Тайип Эрдоган выступил с исторической речью от имени турецкого государства; отметив, что некоторые из имевших место практик были бесчеловечны, он принес официальные соболезнования потомкам армян, пострадавших от событий 1915 года, и призвал вместе облегчить боль через диалог.
Эта страница была закрыта для Турции. Ни один парламент иностранного государства не повлияет на эту позицию. Если Армения или армянская диаспора пожмет протянутую руку, турецкое государство и его народ будут открыты для написания новой страницы вместе с армянами.
Остальное не значит ничего, кроме эксплуатации исторической боли, которую пытаются сделать орудием для дешевых политических расчетов.
«Турецкий и армянский народы исцелят друг друга с помощью диалога. Резолюции сената Франции, сената США не помогут этому диалогу», — эти слова Гранта Динка (Hrant Dink, турецко-армянский журналист, убитый в 2007 году в Стамбуле, — прим. пер.), которого мы потеряли в результате гнусного покушения, сохраняют свою актуальность и сегодня.