Atlantico: В ходе визита в Грецию Владимир Путин вновь выразил категорическое несогласие с размещением элементов ПРО в Польше и Румынии. Если эти страны принимают их, то сами оказываются «под прицелом» Москвы. Как стоит рассматривать ответ Путина? Об угрозе какого рода идет речь?
Сириль Бре: Противоракетная система НАТО вот уже десять лет рассматривается Москвой как удар по ее системе сдерживания. Программа была запущена еще в 1990-х годах и официально утверждена Североатлантическим альянсом в 2004 году на саммите в Стамбуле. Целью администрации Буша было создать в Европе дополнительные мощности для защиты территории страны от ракет. В тот момент главным источником угроз были Ближний Восток (в первую очередь развивавший ядерную программу Иран), оккупированная для борьбы с «Аль-Каидой» зона Афпак и Северная Азия (Северная Корея и Китай).
Проект начал активно развиваться, и в 2007 году США объявили, что обсуждают с Польшей и Чехией возможность размещения систем обнаружения и перехвата в Восточной Европе. Хотя о российской угрозе официально речи не идет, Москва выражает протест с самого запуска проекта: система ПРО сопровождает расширение альянса на бывшие страны Варшавского договора. Две волны расширения 1999 и 2004 года ввели большую часть народных республик (Польша, Венгрия, Чехия) и даже несколько советских (Прибалтика) в американскую систему альянсов. Президент Обама сначала говорил о намерении прекратить реализацию проекта, но затем все же продолжил ее. Сейчас Россия считает, что НАТО пытается окружить ее, причем не только в Европе, но и в Средней Азии.
Реакция в полной мере соответствует этой осадной горячке: открытие американской базы ПРО AEGIS в румынском Девеселу стала для российских властей знаком того, что нейтрализация их ударных возможностей в Европе все еще идет полным ходом. Ответ Москвы примет легкоузнаваемые формы: российская стратегия включит страны с элементами ПРО в свою доктрину, Россия примет ответные дипломатические меры и т.д. Как бы то ни было, в первую очередь она нарастит мощь собственных ресурсов в Европе (вроде ракет «Искандер» в Калининградской области) и средств электронной войны. Как предупреждал Владимир Путин еще в самом начале процесса, система ПРО повлечет за собой новую гонку вооружений в Европе.
— Польша и Румыния находятся под защитой основополагающего для НАТО Вашингтонского договора и в частности его Пятой статьи: нападение на члена альянса рассматривается как нападение на весь альянс. Они все пользуются поддержкой американской армии и сил союзников. Сравнение с войной в Грузии и на Украине необоснованно. Эти страны не граничат с Россией, там нет русскоязычного населения или меньшинства, которое могло бы попросить защиты Москвы. Таким образом, наземные операции не имеют ни малейшего смысла. В то же время Россия с 2009 года реализует план модернизации армии, который предусматривает в частности создание новых средств для наблюдения, постановки помех и противодействия военным возможностям НАТО в Прибалтике, Центральной и Восточной Европе, а также Черноморском регионе. Иначе говоря, сейчас эти страны находятся примерно в том же положении, что ФРГ во время холодной войны: угроза близка, но союзники сильны.
В условиях напряженности с Россией европейцам нужно не столько искать американской поддержки, сколько развивать собственные механизмы безопасности и военно-политической поддержки. Американские интересы в Европе не всегда совпадают с интересами самих европейских стран, примером чему служат санкции: американской экономике они обходятся куда дешевле, чем европейской. Кроме того, единство Европы — вторичный вопрос для американцев.
— Сближение Швеции с НАТО, напряженная международная обстановка… В каком геополитическом контексте сегодня находится вопрос ПРО?
— Шведский парламент ратифицировал договор о сотрудничестве с НАТО, который облегчает транзит войск альянса и проведение совместных учений. В то же время Финляндия, у которой есть тысячекилометровая граница с Россией, ведет себя сдержаннее. Позицию России в Европе сейчас не назвать благоприятной, ее боятся в Прибалтике, опасаются в Центральной Европе, а Западная Европа относится к России, как к потенциальной угрозе единству Евросоюза.
Развертывание элементов ПРО в Румынии и в будущем в Польше лишь еще больше повысит напряженность.
В начале лета для того возникнет еще одна причина: ежегодные учения НАТО в Балтийском море в середине июня. На их фоне между Россией и НАТО традиционно возникают инциденты (неуместные полеты самолетов, кибератаки и т.д.). Кроме того, 8 июля в Варшаве состоится саммит альянса. Выбор места проведения многое говорит о программе: цель — продемонстрировать американскую поддержку европейским союзникам.
Наконец, в июле Европейский Союз должен будет принять решение об отмене или продлении экономических санкций против России. Это даст повод для жарких дебатов по вопросу ответственности России и Украины в реализации Минских соглашений. Геополитическая обстановка в Европе явно выглядит неблагоприятной.