Главная цель внешней политики России заключается в том, чтобы заставить Запад отказаться от попыток остановить российскую агрессию на Украине. Однако тактические приемы Москвы часто бывают весьма неуклюжи и обречены на провал. Неудивительно, что Евросоюз готовится в очередной раз продлить срок действия санкций.
Некоторые представители европейских государств недовольны введением довольно жестких санкций в ответ на агрессию России на востоке Украины, особенно санкций в финансовом и энергетическом секторах, которые наносят ущерб экономическим интересам тех стран, которые эти санкции ввели.
Однако в мае, на саммите в Японии, лидеры стран Большой семерки, в том числе премьер-министр Соединенного Королевства Дэвид Кэмерон, президент Франции Франсуа Олланд, канцлер Германии Ангела Меркель и премьер-министр Италии Маттео Ренци (Matteo Renzi), поддержали санкции. Отмена санкций возможна только в случае «полного исполнения Россией условий Минского соглашения и уважения суверенитета Украины».
Чтобы добиться смягчения санкций Запада, Кремль инициировал кампанию запугивания и дезинформации, направленную на разрушение связей между Европой и Америкой и между европейскими странами.
Где Россия просчиталась? Кремль, считающий европейцев слабыми, беспринципными и наивными, злит и пугает их своей войной на Украине и связанной с ней пропагандой. Подобная ошибка, допущенная Москвой в 1980-х годах, помешала ей достичь своей главной внешнеполитической цели, заключавшейся в том, чтобы не позволить НАТО развернуть его ядерные силы промежуточной дальности в Европе в качестве противовеса советским ракетам СС-20.
Как сказал Марк Твен, «история не повторяется, но она часто рифмуется». Какие параллели можно провести между политикой Москвы 1980-х годов и текущим конфликтом на Украине?
• В 1980-х годах советские пропагандисты надеялись ослабить приверженность Соединенного Королевства и Западной Германии идее о развертывании натовских ядерных ракет промежуточной дальности, обрушиваясь с резкой критикой на британского премьер-министра Маргарет Тэтчер и канцлера Западной Германии Гельмута Коля. Сегодня российские пропагандисты поддерживают идею выхода Соединенного Королевства из Евросоюза, против которого выступает Кэмерон, критикуют Ангелу Меркель, а во Франции они поддерживают лидера популистской партии Марин Ле Пен (Marie Le Pen), находящейся в оппозиции к Олланду.
• В 1980-х годах война в Афганистане и поддержка военного положения в Польше помешали попыткам Москвы уговорить Запад отказаться от его плана по развертыванию ракет. Теперь попытки Москвы добиться смягчения западных санкций оказываются безуспешными из-за ее постоянных нарушений условий Минского соглашения на востоке Украины и из-за ее тактики запугивания в Прибалтике.
• Крушение пассажирского самолета сыграло свою роль тогда и сейчас. В 1983 году, за два месяца до развертывания ракет НАТО, советские военные сбили самолет корейских авиалиний, в результате чего погибло 269 человек. В 2014 году российские военные или их посредники сбили над территорией Украины самолет Малазийских авиалиний, в результате чего погибло 298 человек. В обоих случаях Москва не признала за собой вины, чем еще больше ужесточила отношение Запада к себе.
• В ноябре 1981 года президент Рональд Рейган предложил свернуть программу размещения ракет в Европе в рамках двухвекторной политики, подразумевающей развертывание ракет одновременно с ведением переговоров, направленных на устранение необходимости в них. В 1983 году НАТО развернул свои ракетные системы, однако четыре года спустя был заключен договор, воплощавший собой нулевой вариант. Сегодня двухвекторная политика НАТО предполагает полное исполнение условий Минского соглашения и одновременно увеличение экономической помощи Украине и поддержки в сфере безопасности, а также укрепление военного потенциала альянса в Центральной Европе, Прибалтике и Скандинавии — недавно министры иностранных дел Финляндии и Швеции впервые приняли участие в совещаниях НАТО.
• В 1980-х годах плодотворные переговоры по ядерным силам промежуточной дальности были важны для сохранения единства НАТО в вопросах развертывания ракетных систем. Сегодня требование Запада о полном выполнении всех условий Минского соглашения – несмотря на все их недостатки – является ключевым условием для снятия западных санкций.
В начале 1980-х годов единство Запада оказалось под угрозой из-за разногласий по поводу передачи Советскому Союзу технологий для строительства крупного газопровода, который должен был связать Сибирь и Европу, и из-за плана президента Рональда Рейгана по разработке систем защиты против баллистических ракет дальнего действия, который противоречил Договору об ограничении систем противоракетной обороны. Сегодня на Западе нет внутренних разногласий подобного масштаба, что в значительной степени усложняет задачу Кремля, стремящегося подорвать консенсус.
Все эти факторы, взятые вместе, мешают Москве реализовать свою цель, заключающуюся в ослаблении противостояния Запада агрессии Москвы на Украине. Пропаганда и обман, распространяемые информационными агентствами «Россия сегодня» и «Спутник», оказываются неэффективными. Но, несмотря на это, усиление давления со стороны левых и националистических партий в Европе может снизить степень поддержки санкций. Запад должен приложить максимум усилий, чтобы сохранить единство в вопросе санкций против России.
Вероятнее всего, широкую общественность можно убедить в необходимости поддержать продление срока санкций. В середине мая российский исполнитель проиграл на чрезвычайно популярном конкурсе «Евровидение» украинской певице. Россияне возмутились, заявив, что результаты голосования европейских стран были политически мотивированными. И в данном случае, вполне возможно, речь не идет о паранойе россиян. Агрессоров никто не любит.
Уильям Кортни — старший научный сотрудник некоммерческой корпорации РЭНД и бывший посол США в Казахстане и Грузии.
Майкл Халцель — старший научный сотрудник Центра трансатлантических отношений при Школе международных исследований имени Джона Хопкинса.