Кто же такие эти внушающие страх русские ультрас? Европа в шоке от жестоких сцен, но для большинства печально известных российских футбольных фанатов это просто брутальный спорт.
35-летний Василий три десятилетия болел за «Спартак Москва». Двадцать лет он был активным футбольным фанатом. Теперь гордость переполняет его, когда он видит, что двое сыновей разделили его увлечение и тоже ходят на матчи.
В том числе и когда группа болельщиков Gladiators Firm 96 поражает соперников в жестоком мире российских футбольных фанатов.
«Мои главные драки происходили в Москве», — рассказывал Василий по прозвищу The Killer два года назад чешскому сайту hooligans.cz.
Василий считал драки, как будто комментировал матч.
«Это были большие драки против „ЦСКА Москва“: ничья, победа, поражение, поражение».
Хотя тогда речь шла о России, в последние дни Василий попал в центр международного внимания как уличный боец во время фанатских столкновений во Франции.
Британские СМИ описывают его как предполагаемого лидера российских фанатов во Франции. Но конкретные доказательства присутствия «суперхулигана» встречаются редко, и возникают сомнения в том, что он вообще там был.
В любом случае, французские прокуроры говорят о более 150 россиян, стоящих за беспорядками в Марселе перед субботним матчем Россия-Англия. Прокурор Брис Робен (Brice Robin) описывает натренированную толпу фанатов, что вполне согласуется с картиной, представленной в большинстве СМИ.
«Эти люди были готовы к ультрабыстрым и ультражестоким действиям. Они исключительно хорошо подготовлены», — заявил Робен, по данным BBC.
Всего арестованы 20 человек, и десять из них, включая шестерых британцев, скоро предстанут перед судом. 35 человек получили травмы в беспорядках, причем четверо находятся в тяжелом состоянии.
В глаза бросается необычная формулировка высказывания прокурора, который обращает внимание именно на русских «ультрас». Так кто они такие?
В первую очередь, ультрас — представители субкультуры, сформировавшейся вокруг еще более экстремального спортивного, в основном футбольного, фанатства, которое также связывают с насилием. Не все ультрас — фанаты, и не все фанаты относятся к так называемым фирмам.
И название, и само явление возникли не в России. Ультрас существуют по всему миру, но британская культура, включающая и фанатов и соперничающие группировки, исторически имеет наибольшее влияние, в том числе и среди российских последователей.
Существует множество видеозаписей столкновений между группировками, которые они сами выкладывают в сеть. Больше всего внимания привлекают драки фанатов команд «Спартак Москва», «ЦСКА Москва» и «Зенит Санкт-Петербург».
О русских группировках говорилось в британской передаче The Real Football Factories 2007 года. Справедливости ради надо сказать, что образ вышел чересчур романтизированным. В передаче показаны фрагменты интервью с российскими фанатами, как мужчинами, так и женщинами.
«Это как когда парни дерутся, то же самое. Запрещено кусаться, царапаться и тянуть за волосы, — рассказывала участница женской фанатской группировки Светлана. — Конечно, это огромный выброс адреналина».
Но плохая репутация русских фанатов в мире — заслуга не только экстремальной романтики насилия, которая находит проявление в жестоких драках. Футбольные фанаты из России часто связаны с расизмом и ультраправым экстремизмом.
Многие критикуют расистские и неонацистские тенденции в российских футбольных движениях. ООН призывала российские власти принять серьезные меры против расизма в футболе. В прошлогодних русских докладах говорится об оскорблениях иностранных игроков, демонстрации экстремистских символов во время матчей, а также о прямых актах насилия.
«Для российского футбола типичны угрозы и атаки со стороны организованных экстремистских группировок, которые провоцируют ненависть при помощи неонацистской символики», — говорится в докладе организации «СОВА».
Сейчас культура ультрас, включая ее наиболее жестокие формы, такие как противоборствующие фанатские «фирмы», стала гораздо менее активной, хотя она все еще жива в России.
«Они все так же дерутся друг с другом, но чаще всего за пределами общественных мест, в каких-нибудь лесах. Так что об этом никто ничего не знает, и, честно, говоря, это никому не интересно», — комментирует Виталий Суборов, автор на спортивном сайте sports.ru.
По словам Суборова, большинство россиян осуждают столкновения русских и британских фанатов во Франции. Хотя русские участники беспорядков утверждают, что первыми начали англичане, почти все сходятся в том, что обе стороны — «полные придурки».
Игорь Лебедев, член российской ультранационалистической партии ЛДПР (чье полное название звучит как Либерально-демократическая партия России, что несколько вводит в заблуждение), — тоже футбольный болельщик.
«Не вижу ничего страшного в драке фанатов. Наоборот, молодцы наши ребята. Так держать!» — написал он в Твиттер.
Комментарии некоторых фанатов ряду западных СМИ отдают мачизмом, в них россияне высмеивают британских противников, называя их «девчонками».
«Я даже слышал мнение одного русского ультра, что если бы сборная России приехала с таким же настроением и мотивацией, то обыграла бы англичан», — говорит журналист Виталий Суборов.
В беспокойном мире «развлекательного хулиганства» насилие воспринимают как брутальную забаву, смертоносное соперничество, в котором уже пострадали десятки людей во Франции, а один все еще находится на грани жизни и смерти.
Футбольный фанат Владимир, участвовавший в французском хаосе, дал объяснение новостному агентству AFP.
«Для нас это как спорт. Мы не хотим убивать или наносить увечья. Мы лишь желаем показать свою силу».