Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Французский философ: Что творится в голове у Владимира Путина

Именно так — «В голове у Путина» — называется книга, в которой Мишель Ельчанинов анализирует доктрину, определяющую сегодня мировоззрение российского президента и политику России.

© РИА Новости Алексей Дружинин / Перейти в фотобанкПрезидент России Владимир Путин во время пресс-конференции в Афинах
Президент России Владимир Путин во время пресс-конференции в Афинах
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Профессор Сорбонны, доктор наук, редактор «Философского журнала», известный исследователь творчества Достоевского, — и вдруг решил написать о Путине-философе? Хотя известно, что никаким философом российский президент не является, хотя цитирует порой Канта, Соловьева, Бердяева и даже подарил как-то на Новый год главам регионов, крупным государственным чиновникам и военным труды русских мыслителей XIX и первой половины XX веков.

Профессор Сорбонны, доктор наук, редактор авторитетнейшего французского «Философского журнала», известный исследователь творчества Достоевского, — и вдруг решил написать о Путине-философе? Хотя известно, что никаким философом российский президент не является, хотя цитирует порой Канта, Соловьева, Бердяева и даже подарил как-то на Новый год главам регионов, крупным государственным чиновникам и военным труды русских мыслителей XIX и первой половины XX веков…

 

Интерес Мишеля Ельчанинова к этому персонажу и этой теме можно объяснить разве что тем, что он — потомок русских эмигрантов, внук священника Александра Ельчанинова — за событиями в России, конечно, следит и за ее будущее, конечно, беспокоится.

 

Но, на самом деле, не только этим. Автор книги «В голове у Путина» считает, что в России сложилась новая национальная доктрина, которую следует серьезно проанализировать, чтобы понять, что ждет страну и ее соседей. Доктрину эту создает, разумеется, не только президент, но в его словах и действиях она проявляется яснее всего. Ельчанинов условно сводит ее к триаде: консерватизм, теория особого «русского пути», унаследованная от славянофилов, и евразийство.

 

Он подробно останавливается на взглядах Николая Бердяева, Владимира Соловьева, Ивана Ильина и некоторых других русских философов (в частности, антизападника Николая Данилевского или «русского Ницше» Константина Леонтьева), которые определяют сегодня мировоззрение Путина — и, как выражается один из рецензентов, «легитимируют путинскую вертикаль власти». Автор статьи в газете Frankfurter Allgemeine Zeitung определяет эту концепцию, мягко говоря, менее академично, вынося свою формулировку в заголовок статьи: «Показать Западу задницу».

 

Фашизм был прав?

 

Но вернемся к названным российским философам. Нам нет смысла столь же подробно останавливаться на их концепциях, как это делает в своей книге Ельчанинов. Пожалуй, лишь о Иване Ильине стоит сказать несколько слов: уж очень это одиозная фигура. Религиозный мыслитель, один из духовных вождей белой эмиграции, Ильин создавал идеологию русского государственного патриотизма, считал, что у России свой особый путь и западные демократии ей не указ. Такие понятия, как «национальный лидер» и «духовная скрепа», — из его лексикона. Иван Ильин утверждал национализм как «состояние верное и оправданное», что привело его, среди прочего, и к такому выводу: «Фашизм был прав, поскольку исходил из здорового национально-патриотического чувства».

 

Философия Ильина очень близка Никите Михалкову, который, как считается, и открыл его Путину. А после того, как российский президент несколько раз процитировал Ильина в своих выступлениях, тот стал считаться во властных кругах неоспоримым духовным авторитетом. Вместе с тем, Иван Ильин, Константин Леонтьев и Лев Гумилев с его идеей евразийского пространства, противостоящего «атлантическому миру», — это, как подчеркивает автор книги «В голове Путина», — самое реакционное крыло великой русской культуры. Разумеется, Путин цитирует и дарит не только их, но и, например, Николая Бердяева. Тут Ельчанинов категоричен: Путин просто не знает философии Бердяева и, скорее всего, зачитывает то, что подготовили ему ошибающиеся — невольно или умышленно — помощники. Ведь как раз Бердяев был подчеркнутым противником политического консерватизма и имперской идеологии. Одной из важнейших в его философии была категория свободы, свободного человека.

 

Напоминая об этом, Мишель Ельчанинов замечает: «Слава Богу, в российской философии есть очень большая часть, которая не имеет никакого отношения к империализму». Но, добавляет автор книги, философские источники «путинизма» определяются другими «фундаментальными трендами: имперской идеей и апологией войны».

 

Неспокойное будущее

 

Для французского исследователя абсолютно очевидно: Путин лишь «подгоняет» реально существовавшие и мнимые философские концепции под свою собственную геополитическую доктрину, опираясь на пророков консерватизма, особого «русского пути» и «евразийской империи» в антизападной, агрессивной политике просоветского образца. Этот «гибрид», по выражению автора книги, предвещает нам всем неспокойное будущее.

 

С этой пессимистической точкой зрения согласен, в частности, рецензент газеты Neue Zürcher Zeitung. Он обращает особое внимание на то, как «вписываются» в новую кремлевскую доктрину и реабилитация Сталина, который снова становится хорошим — в первую очередь потому, что укреплял империю, и усиление роли православной церкви — потому, что она предоставляет духовную легитимацию великорусской имперской идеи.

 

В статье газеты Die Welt, рассказывающей о книге «В голове Владимира Путина», много говорится об «элементах советского мышления» и «советской милитаристской культуре», возрождающихся сегодня в России. Вкупе с эклектичной философской надстройкой великорусского национализма, считает рецензент Die Welt, это должно «научно» обосновать претензии России на господство в евразийском пространстве. «…И самого Путина на власть», — добавляет автор газеты Tageszeitung.