Синод Русской православной церкви поддержал предложения Антиохийской, Грузинской, Сербской и Болгарской православных церквей о переносе Всеправославного Собора, который запланирован на Крите 18-27 июня.
В Московском патриархате призвали православные церкви устранить препятствия к созыву Всеправославного Собора и заявили о решимости продолжить его подготовку. В РПЦ подчеркнули, что не отказываются от участия в форуме, но настаивают на переносе сроков его проведения, заявляя, что нельзя игнорировать мнения Поместных православных церквей.
Но Константинопольский патриархат, отвечающий за координацию подготовки этого мероприятия, считает, что Собор должен быть проведен в намеченные сроки.
Для обсуждения на Соборе утверждено шесть тем: об отношениях Православной церкви с остальным христианским миром, о посте, о браке, о церковной миссии в современном мире, об окормлении православных в диаспоре, о способах провозглашения автономии Православных церквей.
Планируемый Собор не является по своему статусу Вселенским. В отличие от древних Вселенских Соборов, он не призван решать вопросы догматического характера.
О перспективах диалога Поместных церквей Русская служба BBC попросила порассуждать представителей РПЦ.
На вопросы отвечали богослов, профессор Московской духовной академии Андрей Кураев, священник, протоиерей Всеволод Чаплин и заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кикшидзе.
BBC: В чем суть возникших накануне Собора на Крите противоречий?
Андрей Кураев: Содержательных претензий к документам Собора наша церковь не высказывала, поэтому вроде бы мы должны были туда поехать.
Но есть значимый фактор для современной церковной жизни. Греки как будто до сих пор не в курсе, что Константинополь пал. И как у нас есть фантомные боли по поводу крушения Советского Союза, так и у греков есть фантомные боли об исчезновении Византийской империи.
Они хотят видеть ее виртуальное воплощение в церковной жизни. Константинопольский патриарх именует себя Вселенским.
Мы настаивали, чтобы все решения принимались всеправославным сообществом.
Вроде бы с этим соглашались. Но вдруг Константинополь после отказа ряда церквей от участия говорит: нет, все равно проведем Собор и будем считать его Всеправославным. Поэтому наш Синод и принял решение: нет, не поедем, чтобы не подбрасывать в топку такого вселенского тщеславия.
Вахтанг Кикшидзе: Всеправославный Собор предполагает участие всех поместных православных Церквей. РПЦ активно участвовала в подготовке этого Собора, предлагая документы и так далее.
Однако возникли сложности с участием ряда Поместных церквей, которые заявили о своей неготовности участвовать в Соборе на Крите. РПЦ еще 3 июня предлагала собрать экстренное совещание представителей поместных церквей, чтобы разрешить противоречия.
Всеволод Чаплин: Многие православные христиане (епископы, священники, монашествующие) считают, что в проектах документов, подготовленных к Собору, очень много относящегося к экуменизму (то есть предложению стремиться к объединению разных христианских конфессий).
Эта критика возникла по всему миру. Эту критику пока не услышали.
Плюс — Константинопольский патриархат властно себя ведет. Пять церквей уже отказались от участия в Соборе, а Константинополь пытается провести его любой ценой. Боюсь, что это связано с амбициями организовать всеправославную структуру, которая бы подменила собой принятие решений в отдельных православных церквях. Но в православии нет папства и папские амбиции Константинополя вряд ли будут приняты. Я думаю, что Собор, который пройдет без участия даже одной из Церквей, уже будет нелегитимен. Я не знаю, как в этих условиях они могут претендовать на то, чтобы решения этого Собора были обязательны к исполнению.
— Почему отказались от участия в Соборе Поместные православные церкви?
Андрей Кураев: У всех причины разные. У Антиохийской церкви конфликт с Иерусалимской, классический церковный конфликт из-за территории. Плюс для них важно принятие нового стиля в календаре. Собор отказывается это делать — тогда какой нам смысл ехать, говорят в Антиохийской церкви.
У Сербской церкви конфликт с Румынским патриархатом, который открыл свою епархию на территории Сербии — как бы для этнических румын. Но без согласования. И вот конфликт, а Константинополь не помогает и на Собор этот вопрос не вынесен.
Плюс часть монахов видит тень экуменизма в возможных проектах решений, и тоже давит.
Вахтанг Кикшидзе: У каждой поместной православной церкви есть свои острые вопросы, требующие решения.
Антиохийский патриархат находится в состоянии канонического спора с Иерусалимской православной церковью, поскольку Иерусалим организовал епархию в Катаре, который Антиохийский патриархат считает своей канонической территорией.
Какие-то церкви чувствовали себя проигнорированными. Кто-то не подписал документы. Все это создало препятствия для участия в Соборе. Церкви просили перенести дату проведения Собора, но в Константинопольском патриархате на это не пошли.
Всеволод Чаплин: Это выражение критики. Очевидно, что попытка Константинополя взять под жесткий контроль все, что происходит в православном мире, не находит поддержки.
Эта критика обоснована — потому что очевидно, что каждая живая религиозная община старается обратить в свою веру весь мир, а нам пытаются по инерции предложить встраиваться в чужой проект.
Будущее за теми религиозными общинами, которые предлагают всему миру свою веру и видение будущего.
Константинополь опоздал на поезд истории, он пытается решать церковные вопросы через бюрократические процедуры. Но мир изменился.
— Какими могут быть последствия возникших противоречий?
Андрей Кураев: А мы не знаем, как теперь поведет себя собрание на Крите. Может быть, назовут себя Всеправославным Собором, а может быть, совещанием. Посмотрим.
И второе. Если они соберутся, а соберутся несомненно, то не скажут ли они — а давайте проведем без этих варваров православных — чисто греческое собрание и примем решения? И могут принять решения, которые будут тормозить наши церкви.
А мы считаем, что таких полномочий у них не будет. А они считают, что есть. Это тоже такой дух папизма. Но в православной церкви это не приемлют.
И еще. Мы опозорились перед всем миром. Такая разрекламированная акция. Говорили так долго — в православии дух соборности, нет земного оракула. И вдруг выяснилось: утратили этот дар собираться на Собор и решать сообща.
Всеволод Чаплин: Я не исключаю, что церкви, отказавшиеся от участия в Соборе, рано или поздно примут решение собрать свою православную встречу.
Было бы полезно дать голос на такой встрече неформальным православным авторитетам: богословам и священнослужителям, старцам и публицистам.
Если у этих церквей хватит смелости и энергии создать свою систему православного взаимодействия, она объединит большинство православных христиан мира и будет, пожалуй, более эффективной.