После того как президент Российской Федерации ратифицировал закон под номером 154-Ф3 «О государственной службе российского казачества», начался небывалый расцвет казачьих организаций не только в самой России, но и за ее пределами. Еще согласно федеральному закону «О некоммерческих организациях» от 12.1.1996 №7-Ф3 казачьи организации, сформировавшиеся как традиционные «казачьи войска» в 1980-1990 годах, закрепились официально. В Чешской Республике проживающие в ней граждане Российской Федерации тоже воскресили богатые и славные традиции российского казачества.
«Мы продолжаем дело казачьих общин, которые существовали на территории Чехословакии в межвоенный период», — говорит атаман Всеказачьего союза Чешских земель и Словакии Михаил Дзюба, имея в виду период с 1921 по 1938 год. Однако в чешских архивах есть упоминания о казаках, которые участвовали в разных войнах на территории Чехии еще 300 лет назад. Например, в 1805 году казаки смело и мужественно прикрывали отступление русских войск после битвы под Аустерлицем. В сражении под Кульмом в 1813 году участвовало несколько казачьих полков, действовавших в авангарде и разведывательных отрядах.
Однако массово мы познакомились с казаками только в 1789 году во время известного похода Суворова в Италию, а затем в 1799-1800 годах во время его возвращения из этой прославившейся в военной истории кампании. После наполеоновских войн мы видели казаков только в эскортах членов царской семьи во время их официальных и частных визитов.
Русская акция помощи
В современную эпоху самое большое количество казаков, служивших когда-то в армии генерала Врангеля, прибыло в Чехию в 1923 году после Гражданской войны в России. Последняя казацкая гвардия отправилась из Крыма на остров Лемнос, в Константинополь и Галлиполи. Судьбы этих людей решали европейские державы. Около 150 тысяч казаков было распределено между разными странами как рабочая сила.
В 1921 году чехословацкое правительство разработало программу «Российская акция помощи», по которой в страну приехало около 40 тысяч русских эмигрантов. «Российская акция» имела свои специфические прагматичные черты. В то время как многие другие страны открыли двери для всех беженцев из России, правительство Чехословакии хотело регулировать поток российских эмигрантов. В Чехословакию могли приехать, прежде всего, ученые, экономисты, инженеры, агрономы, писатели, люди искусства и молодежь для получения образования. Поэтому Прага стала важным культурным и научным центром российской эмиграции.
Работящие казаки
Казаков среди эмигрантов было всего 14%. Преимущественно это был донские и кубанские казаки. Терские, уральские и другие были представлены лишь единично. В означенный период казаки у нас создавали собственные организации и станицы, издавали газеты, проводили культурные и общественные мероприятия, чтобы поддерживать казацкие традиции и не забывать о своем происхождении. Они помогали социально слабым слоям (финансовая помощь нуждающимся, казачьи фабрики-кухни, общежития и пр.), помогали казакам получить образование и найти работу, преимущественно в сельском хозяйстве. Однако в драматичных условиях межвоенной Чехословакии и Европы все это было непросто и не обходилось без серьезных трудностей.
На территории Чехословакии было зарегистрировано 28 казачьих объединений. В конце 20-х годов была основана Общеказачья станица — неполитическая организация, которая имела свой филиал в Братиславе.
Молодые казаки, привыкшие к физическим нагрузкам, без труда находили работу в сельском хозяйстве. Крестьяне-работодатели высоко ценили привычку трудиться и личные качества казаков и с удовольствием давали им возможность заработать. Поэтому в 1923 году среди кубанских казаков было всего три процента безработных, а подавляющее большинство нашло себя в качестве рабочих в сельском хозяйстве и промышленности.
Карты смешала политика
Неудивительно, что за казачьими организациями, как и за всей русской эмиграцией, со сталинской подозрительностью следили советские службы безопасности: ЧК, ГПУ/ОГПУ, а потом и НКВД. Также интерес к деятельности казаков проявляло Полицейское управление в Праге, службы безопасности и разведки министерств внутренних дел, обороны и иностранных дел. Об этом свидетельствует множество сводок, докладов и судебных санкций.
В 30-е годы казаки, из-за своего отношения к СССР, раскололись на полярные лагеря. Меньшая часть выступала за помощь в обороне бывшей родины, однако большая часть надеялась на поддержку Гитлера при создании самостоятельных казачьих областей после предполагаемого поражения советского правительства.
Положение прежде всесторонне поддерживаемой белогвардейской эмиграции в Чехословакии радикально изменилось после признания СССР правительством ЧСР де-юре в июне 1934 года, а в особенности после подписания Договора о взаимопомощи между Чехословакией и СССР 16 мая 1935 года. С этого момента за антисоветской деятельностью казаков пристально следили полицейские органы и разведка.
По обеим сторонам фронта
До 1939 года большая часть казачьих организаций открыто декларировала лояльность к чехословацкому государству. Еще во время майской мобилизации Чехословацкой армии в 1938 году часть казаков (донских) предложила свою помощь Министерству обороны в качестве добровольцев в случае создания казачьих подразделений для обороны республики. Однако ситуация быстро и резко изменилась, заставив казаков принять судьбоносное решение. В 1939 году часть эмигрантских организаций так или иначе стала тяготеть к национал-социализму. После запрета большинства эмигрантских организаций и союзов в Протекторате Чехии и Моравии в рамках Общеказачьего союза генерала П. Н. Краснова, существовавшего в Германии, было создано Общеказачье объединение в Протекторате Чехии и Моравии. В 1944 году это общество вступило в Комитет освобождения народов России, возглавляемый генералом А.А. Власовым. В связи с этим многие казаки поступили на службу в подразделения Вермахта, в элитные кавалеристские части СС под командованием генерала СС Паннвица, а также в Русскую освободительную армию генерала Власова.
По другую сторону фронта кубанские казаки Красной армии участвовали в 1945 году в составе конно-механизированного корпуса героя Советского Союза генерала И.А. Плиева в освобождении Чехии и Моравии после ожесточенных и кровавых боев в Словакии и Южной Моравии (трехдневная битва за Брно). В Прагу они прибыли вечером 9 мая, чтобы по древней казачьей традиции напоить своих коней во Влтаве.
Кто такой казак
Казаки — этническая группа, народ. В 1991 году президент Ельцин подписал указ о реабилитации казачества как народа. У них есть своя историческая территория, свой язык, который сформировался из наречия казаков Верхнего Дона, запорожских и черноморских казаков. У них своя культура и традиции: свои легенды, песни, музыка. При императрице Екатерине Второй казаки были самобытным народом с собственными неписанными законами. Придя в войско, человек еще не мог называться казаком. Там были не только православные и другие христиане, но и мусульмане и евреи. Казаки-калмыки в донском войске были буддистами.
Казаком нужно родиться, но женщина присоединяется к этому этносу после брака с казаком, невзирая на свое происхождение. Почему? Раньше казаки привозили женщин с войн и битв. Из Азии, Турции, России и пр.
Что такое шашка
Это холодное оружие, нечто между длинным ножом и саблей. У нее простая рукоятка, односторонняя заточка, небольшая кривизна. Ею можно и рубить, и колоть. Шашка подходит для кавказского стиля боя. Кавказец никогда не скажет: «Я убью тебя!» — он сразу это делает: он видит, обнажает шашку и рубит. Если у вас в руках тоже оружие. «Там такая традиция», — говорит атаман Дзюба.