В зеркале отражается образ Лолы Юлдашевой, она чувственно проводит рукой вдоль расстегнутой шелковой блузки, исполняя песню в дуэте с Райхон Ганиевой. Из-за эротичной сцены в клипе к исполненной дуэтом в 2015 году песне «Куникмадим» («Не привыкла») государственные чиновники посчитали, что должны вмешаться.
«Как можно объяснить тот факт, что некоторые наши певицы одеваются более чем вызывающе, в полном разрыве с национальным [стилем], и [появляются] на телеканалах, предназначенных для семейного просмотра, исполняя песни, которые не подвергаются никакой критике, и в явно легкомысленных клипах?» — заявила заместитель премьер-министра Эльмира Баситханова.
В многотиражной газете «Даракчи» появилась раздраженная статья, критикующая якобы имевшиеся в клипе лесбийские оттенки. Данный инцидент ярко подчеркнул взаимодействие между эстрадными исполнителями, пытающимися создать современный имидж, и усилиями правительства по культивированию патриотизма и консервативных взглядов при помощи культуры и развлечений. Многие певцы зависят от государства, что заставляет их идти на компромиссы. Но некоторые, включая Юлдашеву, пытаются расширить границы дозволенного.
Деятели эстрады в Узбекистане живут по воле «Узбекнаво», государственной ассоциации, ведающей выдачей лицензий исполнителям. Без лицензии популярность не имеет значения. Функции «Узбекнаво» включают также цензуру видеопродукции и наблюдение за поведением артистов. В рамках принятого в декабре указа правительства были ужесточены условия выдачи лицензий. В частности, была учреждена рейтинговая система, оценивающая, насколько творчество исполнителя «соответствует национальному менталитету, ценностям и обычаям». Чтобы не потерять очки в рейтинге, артист должен воздерживаться от «оскорбления чувств» зрителей.
Новые правила, вступившие в силу 1 января, стали реакцией властей на якобы имевшее место «настроение распущенности» в последних музыкальных произведениях. «Недостатки привели к грубым нарушениям и неэтичному поведению со стороны эстрадных исполнителей во время концертов и транслировавшихся по телевидению мероприятий», — отмечается в постановлении правительства.
Бывший тогда министром культуры и спорта Минхожиддин Хожиматов, являвшийся инициатором уклона в сторону консерватизма на эстраде, предложил исполнителям «безопасные» сферы для творчества. «Вместо того чтобы фокусироваться на любви, им следует петь о повседневной жизни, происходящих в нашей стране эпохальных событиях и вещах, отражающих духовность узбекского народа», — заявил он прошлым летом.
«Узбекнаво» выдает лицензии на пять лет и взимает тариф в размере 4 тысяч долларов в год. Летом прошлого года Юлдашеву лишили лицензии из-за вышеупомянутого клипа, в котором она и Ганиева поют друг другу «почему сердце томится по тебе» и «дай почувствовать твою любовь». Юлдашева парировала нападки критиков, говоря, что песня была просто о любви и женской солидарности. «Я написала ее для себя. А когда Райхон предложила исполнить ее вместе, я подумала, что в этой песне мы можем великолепно объединить наши энергии», — сказала она. В декабре Райхон удалось восстановить лицензию.
Затем в этом году разгорелся еще один скандал по поводу морального облика артистов, когда в Telegram появилась видеозапись популярной певицы Тамилы, оголяющей зад. «Узбекнаво» тут же лишила Тамилу — настоящее имя которой Эсмеральда Рахматова — лицензии на выступления, заявив, что певица нарушила условия выдачи подобного разрешения.
Не исключено, что ситуация для артистов, не избегающих сексуальных аспектов, усложнилась после падения Гульнары Каримовой, дочери президента Ислама Каримова. До того, как она оказалась замешанной в коррупционный скандал и была помещена под домашний арест в 2014 году, Каримова попыталась сделать карьеру поп-звезды, выступая под сценическим псевдонимом Гугуша. Высшей точкой ее малозапоминающейся певческой деятельности, возможно, стал дуэт с Хулио Иглесиасом.
Стоит отметить, что власти интересует не только моральный облик исполнителей, но и склонность их вмешиваться в политические вопросы. В 2013 году поп-звезду Жасура Умирова, по сообщениям, лишили лицензии за отказ принять участие в ежегодном сгоне граждан на хлопковые поля. Недостаточная патриотичность также является поводом для наказания.
В начале мая этого года у эстрадного певца Абдулазиза Каримова отобрали звание заслуженного артиста Узбекистана. Данный титул остался еще с советских времен, и обладание им повышает статус получателя, а также открываем ему доступ к различным государственным привилегиям. Каримова наказали за получение турецкого гражданства. Он уехал в Турцию весной прошлого года, недовольный тем, что не мог получить заказы на узбекском радио и телевидении. В течение 10 месяцев ему выдали турецкий паспорт. «Я был так счастлив, когда 29 марта получил сообщение по электронной почте с поздравлениями от [занимавшего тогда пост] премьер-министра Ахмета Давутоглу», — сказал он в интервью новостному агентству «Фергана».
Премьер-министр Узбекистана Шавкат Мирзияев назвал Каримова «предателем родины», а государственные СМИ назвали выдачу певцу Турцией паспорта «ударом в спину», использовав ту же фразу, что прозвучала в России в ответ на уничтожение турецкими ВВС российского военного самолета на сирийской границе в ноябре прошлого года.
Ходили слухи, что Анкара таким образом отомстила Узбекистану за многолетний запрет на показ в этой центральноазиатской республике турецких сериалов. В 2011 году власти также начали оказывать давление на рэперов с целью заставить их избегать негативных тем и концентрироваться на вопросах патриотизма, верности и любви к близким.
Лишь самые крупные звезды в Узбекистане способны заполнить концертные залы. Для большинства же певцов главным источником дохода являются выступления на свадьбах и прочих крупных мероприятиях, в связи с чем потеря лицензии становится серьезной проблемой.
Старания властей заставить деятелей эстрады исполнять наказы правительства объясняются демографией. По данным официальной статистики, более половины населения Узбекистана составляют молодые люди в возрасте 15-30 лет, которые в основном и слушают современную поп-музыку.
Но тут у властей возникают значительные затруднения, т.к. они пытаются плыть против течения. «Молодежь предпочитает современную узбекскую и российскую эстраду, которую гоняют по всем кабельным и спутниковым каналам», — сказал EurasiaNet.org журналист Нодир Мухаммедов.