Руководство Партии справедливости и развития (ПСР) Турции, которое не встречает желаемого расположения к себе со стороны США и сжигает мосты в отношениях с ЕС, стремится к скорейшему урегулированию отношений с Россией, пишет обозреватель Birgün (13.06). С этой целью оно может даже привлечь в качестве посредников двух «состоящих в тесных отношениях с Кремлем» лидеров — президентов Азербайджана и Белоруссии Ильхама Алиева и Александра Лукашенко.
В период, когда Турция переживает непростые времена из-за экономических и политических санкций со стороны России, и от руководства ПСР, и от президента Турции одно за другим следуют заявления, зажигающие «зеленый свет» Кремлю, отмечает журналист. Так, недавно, на обратном пути из США, где Реджеп Эрдоган находился по случаю церемонии похорон Мохаммеда Али (Muhammed Ali), он заявил: «Я надеюсь, что отношения двух стран восстановятся. Я желаю, чтобы наши отношения вскоре возобновились, и мы вернулись к старым временам».
Как «первый контакт с Россией на официальном уровне» Yeni Çağ (14.06) расценивает тот факт, что президент Эрдоган и премьер-министр Турции Бинали Йылдырым (Binali Yıldırım) направили президенту РФ Владимиру Путину и премьер-министру Дмитрию Медведеву поздравительные письма по случаю Дня России 12 июня, выразив желание урегулирования отношений двух стран.
Эрдоган и Йылдырым делают важный ход, который растопит лед в отношениях с Россией, заключает Yeni Asya (14.06). Турция протягивает оливковую ветвь России, подытоживает Türkiye (15.06).
Как отмечает Habertürk (15.06), за одну неделю Анкара сделала «три важных шага на пути к восстановлению политических, экономических, культурных связей с Россией после самолетного кризиса, вспыхнувшего в отношениях между двумя странами». Во-первых, Эрдоган направил Путину поздравительное послание, в котором говорилось: «От имени всего турецкого народа в Вашем лице поздравляю всех россиян с Днем России, а также желаю, чтобы в скором времени отношения между Россией и Турцией вышли на заслуженный уровень». Кроме того, похожее послание своему российскому коллеге направил и премьер-министр Турции Йылдырым.
Во-вторых, решением турецкого МИД новым послом Турции в Москве был назначен Хусейн Дириоз (Hüseyin Diriöz), ранее возглавлявший турецкую дипмиссию в Бразилии. Назначение нового посла Турции в Москве комментируется как «новое начало в отношениях с Россией».
В качестве третьего теплого сигнала в адрес Москвы издание называет участие турецких официальных лиц в приеме, организованном посольством РФ в Анкаре по случаю Дня России. Отмечается, что в прошлом году из-за позиции России по событиям 1915 года в Османской империи турецкие чиновники не принимали участия в аналогичном мероприятии.
По мнению журналиста Milliyet (15.06), письма Эрдогана и Йылдырыма по случаю Дня России — это «позитивное событие», а пожелания того, чтобы «отношения России и Турции снова вышли на должный уровень», — «признак смягчения» позиции Турции. Отмечается, что Россия для Турции — это, прежде всего, потенциал крупнейшего товарооборота, складывавшиеся годами глубокие межличностные связи, смешанные браки, иностранные туристы, челночная торговля. Для России же Турция — это инвестиции, развитие строительного и ресторанного бизнеса, сферы недвижимости. Кроме того, действия США в Сирии угрожают интересам и России, и Турции в этой стране.
Направленные в Москву послания автор Hürriyet (16.06) тоже называет позитивным шагом, подчеркивая, что Турция должна думать над основными политическими, социальными и культурными измерениями турецко-российских отношений, беспокоиться о подрыве такого многомерного сотрудничества между двумя странами, как консультации по многим вопросам, согласование общих позиций, взаимодействие в области региональной политики. Также важно прилагать усилия к тому, чтобы в ходе приближающегося саммита НАТО в Варшаве не произошло других каких-нибудь событий, способных привести к еще большему обострению отношений Турции с Россией.
Вместе с тем, пишет журналист, от России тоже приходят позитивные сигналы в адрес Турции. В частности, слова президента Путина о том, что он поддерживает процесс нормализации отношений Турции и Израиля, следует понимать так: «Эта ситуация очень похожа на нашу, и нормализация наших отношений — это тоже хорошо». Кроме того, конструктивные и выражающие надежду заявления Путина о проекте «Турецкий поток» указывают на то, что Россия по-прежнему смотрит на направления сотрудничества с Турцией через призму позитивной концепции и подхода.
Особое внимание автор обращает на тот факт, что Россия разрешила Турции наблюдательный полет над территорией РФ в рамках международного договора по открытому небу, несмотря на то, что в минувшем феврале Турция отклонила аналогичный запрос России. В этой связи журналист делает вывод, что Россия готова к урегулированию отношений с Турцией, но Россия не перестает напоминать условия, выдвинутые ею для нормализации отношений, и отмечать, что мяч находится на поле Турции.
Позиция России не изменилась, полагает Cumhuriyet (15.06), отмечая, что разрешение наблюдательного полета в российском небе вовсе не означает смягчения позиции или готовности идти на уступки.
Vatan (16.06), сообщая, что в ответ на поздравительное послание Эрдогана пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков отметил, что Россия тоже желает нормализации отношений с Турцией, но Анкара должна сделать необходимые шаги, заключает: теплый сигнал Анкары достиг своих целей, при этом взаимные заявления сторон показывают, что две страны желают урегулирования отношений, но сейчас они находятся в поисках подходящей формулы и ждут подходящей конъюнктуры.
Россия, вновь указавшая на условия, выполнения которых она ждет от Турции, «не взяла протянутую ей оливковую ветвь», пишет Yeni Çağ (16.06).
Россия вежливо отказала Турции в ответ на сигнал «давай помиримся», делает вывод автор Milliyet (16.06), напоминая, что самолетный кризис разразился в тот момент, когда Турция и Россия шли к высокоуровневому сотрудничеству, когда Турция и США собирались начать совместную операцию в Сирии, когда президенты Путин и Эрдоган намеревались провести двусторонний саммит, а министр Лавров должен был лететь в Анкару для его подготовки.
Уничтожение российского самолета было ошибкой, настаивает колумнист Yeni Çağ (18.06). Турция лишилась «российской карты, которой она могла козырять перед США», а Россия столкнулась с определенными экономическими и стратегическими потерями, прежде всего в таких важных для нее проектах, как АЭС «Аккую» стоимостью 20 миллиардов долларов, а также трубопроводы, призванные передавать российскую нефть и природный газ в Европу через Турцию. В этой связи, полагает журналист, послание Эрдогана не останется без ответа.
Дипломатия и геополитика «диктуют» двум странам сближение, пишет автор Milliyet (17.06), тем не менее, выдвинутые Россией условия Анкара не может легко принять и выполнить. Колумнист Hürriyet (16.06) полагает, что при нынешней ситуации в Сирии, а также в сфере борьбы с ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России – прим. ред.) и Рабочей партией Курдистана Эрдоган едва ли принесет извинения.
Об извинениях не может быть и речи, убежден обозреватель Star (18.06), Турция должна была сбить самолет, нарушивший ее границы, кому бы он ни принадлежал. Также отмечается, что в главном выигрыше от кризиса в отношениях Турции и России остался Запад, не заинтересованный в благоприятных отношениях России и Турции, обладающих потенциалом глубокого политического влияния.
Турция должна выполнить требуемые Россией условия, настаивают авторы Birgün (16.06) и T24 (16.06), поскольку Турция очень страдает от российско-турецкого кризиса, особенно в период, когда ее отношения с ЕС и таким «традиционным союзником», как Германия, зашли в тупик.
Анкара упорно не понимает Москву, отмечает журналист T24 (16.06), и, ни слова не говоря о требованиях, выполнения которых ждет от нее Москва, пытается скрыть проблему за «яркой упаковкой праздничного послания».
«Эрдоган, который ранее взывал к России такими чрезвычайно неуместными заявлениями, как „раздувание самолетного инцидента“, „принесение Турции в жертву из-за пилотов“, „отказ от отношений из-за ошибки пилота“, сейчас призывает: „Давай подведем черту и вернемся к прекрасным старым временам“. Хорошо, но зачем ты сбил российский военный самолет? Какой была твоя цель? И что ты, в конце концов, получил (кроме политических и экономических проблем)? Можешь ли ты это объяснить, не прибегая к „сказке о правилах применения оружия“, которая в международной политике больше никого не впечатляет?» — вопрошает колумнист.
Турция должна принести извинения, предпринять соответствующие инициативы (если не на уровне президента, то на уровне премьер-министра, министра, военного руководства), привлечь посредников, если потребуется (Казахстан, Азербайджан, Белоруссию или другие страны), и смягчить позицию России, подчеркивает автор.
Кроме того, добавляет журналист, если Анкара действительно желает урегулирования отношений с Москвой, ей следует как можно скорее пересмотреть свою политику в таких регионах, как Кавказ, Средняя Азия, Украина — Крым, Черное море и прежде всего Сирия.
Согласно Yeni Şafak (17.06), с целью урегулирования отношений с Россией Анкара рассчитывает прибегнуть к девятипунктной «дорожной карте». В числе запланированных в ней шагов — выведение отношений двух государств на уровень докризисного периода (декабрь 2016 года); участие турецких официальных лиц во всех мероприятиях и встречах, проходящих в России; оценка ущерба, понесенного в экономической, политической, культурной, социальной сферах, и создание сети взаимодействия с российскими коллегами с тем, чтобы преодолеть этот ущерб; задействование средств коммуникации, прежде всего СМИ и НКО; использование инструментов публичной дипломатии; создание рабочей группы, в которой будут представлены разные институты; привлечение бизнес-союзов; отказ от участия посредников в процессе нормализации отношений.
Как сообщает Birgün (17.06), попытки турецкого руководства снова сблизиться с Россией и, в частности, отправка российскому руководству поздравительных писем по случаю Дня России вызвали разочарование «оппозиционных туркменских джихадистов, контролирующих Туркменскую гору в Сирии». В частности, один из туркменских командиров Омер Абдулла (Ömer Abdullah) упрекнул Анкару в том, что им не оказывают достаточной поддержки.
Судьбу Ближнего Востока всегда определяли извне, пишет автор Birgün (14.06), и если сто лет назад границы региона перекроили Великобритания и Франция, а именно — английский и французский дипломаты Сайкс и Пико, то сейчас судьба региона находится в руках российского и американского дипломатов — Лаврова и Керри. Подчеркивается, что на Ближнем Востоке не делается ни шага независимо от двух игроков (России и США), которые в настоящее время корректируют начерченные сто лет назад границы.
Hürriyet (18.06), сообщая о визите министра обороны России Сергея Шойгу в Сирию и его встрече с сирийским лидером Башаром Асадом, обращает внимание на то, что этот визит происходит в период, когда на Западе, и прежде всего в США, вновь начинает набирать силу точка зрения о необходимости свержения Асада. Также отмечается, что Шойгу посетил российскую авиабазу Хмеймим и проверил боеготовность систем ПВО С-400, которые были дислоцированы в Сирии после самолетного кризиса в отношениях с Турцией.
Третий за последние девять месяцев визит премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху в Москву — в фокусе внимания автора Star (13.06), приходящего к выводу, что сегодня безопасность Израиля требует нового стратегического союза с Россией. Отмечается, что Израиль намерен построить стратегические отношения с Россией, чтобы использовать ее влияние в Сирии и союз с Ираном и повлиять на антиизраильскую позицию «Хезболлы» в свою пользу. При этом то, что Нетаньяху рассматривает Россию в качестве «спасителя», отвечает интересам Путина внутри страны, особенно в период, когда в России усиливаются антипутинские настроения.