Встречу между сборными Уэльса и России нельзя назвать обычной игрой. Вот уже 13 лет валлийцы мечтают о реванше за большую несправедливость. Но в центре всеобщего внимания в преддверии матча вновь находятся возможные беспорядки с участием болельщиков.
Матч команд Уэльса и России считается «проблемным», и дело тут не в многообразии вариантов исхода заочной дуэли с Англией и Словакией за выход в 1/8 финала чемпионата Европы. Перед заключительным туром ситуация в группе В не только совершенно непредсказуема — нельзя исключать и повторения массовых беспорядков перед играми.
В этой связи на вчерашней заключительной пресс-конференции вопросы в Тулузе в меньшей степени были посвящены штрафным ударам в исполнении Гарета Бэйла (Gareth Bale), а в большей степени — выдержке валлийских болельщиков, которые до сих пор вели себя вполне мирно, ввиду возможных провокаций. «Вся агрессия должна выплеснуться на поле», — выступил с призывом Крис Коулмен (Chris Coleman).
Тренер сборной Уэльса показал всем остальным хороший пример для подражания и воздержался от резких слов. После жеребьевки в декабре все было, однако, совсем иначе. Тогда он сообщил, что после того, как стало известно, что соперником Уэльса по группе будет Россия, его сын прислал ему сообщение с одним единственным словом: «Расплата» (Payback). К счастью, он не имел при этом в виду хулиганскую месть со стороны фанатов. Тем не менее, это было очень серьезно для валлийцев.
«Россия разбила наши сердца»
Эта история началась еще в 2003 году, но сейчас актуальна, как никогда. Сборные Уэльса и России встретились тогда в «стыковых» матчах за право попасть на чемпионат Европы 2004 года в Португалии.
Команда с такими звездами, как Райан Гиггз (Ryan Giggs) и Гари Спид (Gary Speed), и под руководством тренера Марка Хьюза (Mark Hughes) в первой игре, состоявшейся в Москве, добилась нулевой ничьей. За ответной встречей в Кардиффе с трибун Millenium Stadium наблюдали 73 тысячи болельщиков. После 45 лет, в течение которых сборная Уэльса не могла пройти на крупные турниры, все считали: «Сейчас или никогда».
Однако «Россия разбила наши сердца», как говорит Коулмен, до сих пор с горечью вспоминающий тот день. Гол, забитый Вадимом Евсеевым головой в первом тайме, так и остался единственным. А после матча в анализе россиянина Егора Титова были обнаружены следы стимулятора бромантана.
Полузащитник московского «Спартака», несмотря на травму ступни, сумел выйти на поле и отыграл почти целый час. Бромантан был разработан в Советском Союзе в интересах армии и спорта. По слухам, он активно применялся в ходе военных действий в Афганистане и Чечне.
Российские игроки в качестве «подопытных кроликов»
УЕФА, тем не менее, оставил результаты стыковых матчей в силе. Уэльс подавал протесты против этого решения во все возможные инстанции. Международный спортивный арбитражный суд (CAS) в конечном итоге признал легитимность решения УЕФА и подтвердил теорию единичного прецедента, действующую в футболе до сих пор: при положительной допинг-пробе одного игрока дисквалификации подлежит лишь он один, но не вся команда, пока отсутствуют доказательства систематического применения допинга в ее рядах.
Однако систематического применения допинга в России судьи не обнаружили — хотя еще в ходе Олимпийских игр 1996 года в Атланте пять российских атлетов были дисквалифицированы за бромантан. «Лжецы победили, и это решение обесценивает значение чемпионата Европы», — прокомментировал ту ситуацию тренер Хьюз.
Руководителем Российской футбольной лиги тогда был Виталий Мутко. Сейчас он является министром спорта и главой Оргкомитета чемпионата мира 2018 года, и существуют подозрения, что он может быть хотя бы частично замешан в российскую допинговую программу, которая теперь может обернуться для спортсменов этой страны отстранением от Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро.
Через год после решения CAS российская газета «Спорт-Экспресс» писала о систематическом применении допинга в московском «Спартаке». Как в интервью газете рассказал бывший игрок сборной России Максим Деменко, игроки были «подопытными кроликами» и получали от докторов команды белые таблетки.
Разочарование все еще никуда не делось
В игре против Уэльса 2003 года принимал участие российский защитник Сергей Игнашевич, который и на поля Франции выходит в основе сборной своей страны. В ноябре 2009 года его допинг-проба, а также проба его одноклубника по «Спартаку» (ошибка автора — Сергей Игнашевич и Алексей Березуцкий выступают за ЦСКА — прим. пер.) Алексея Березуцкого, взятые после матча Лиги Чемпионов против «Манчестер Юнайтед», оказались положительными. Но, поскольку они якобы принимали в незначительном количестве некое лекарство от простуды, оба были дисквалифицированы всего на одну игру. Брат-близнец Алексея Василий Березуцкий в ходе турнира во Франции забил на последней минуте игры гол в ворота сборной Англии, сравняв счет.
В сборной Уэльса сейчас нет ни одного игрока, принимавшего участие в стыковых матчах 2003 года. Но разочарование от поражения той кардиффской ночью, от гола Евсеева и от последующего вердикта CAS никуда не делось. И это главная часть мифа о страданиях, через которые пришлось пройти валлийской команде, для которой чемпионат во Франции стал первым крупным международным турниром с 1958 года. «Духи прошлого» были частично изгнаны после победы в первой игре против Словакии (2:1). После драматичного поражения от Англии на последних минутах матча они вновь постучались в двери валлийцев. Ну а сегодняшняя встреча с Россией должна стать окончанием большой игры, на кону в которой стоит изгнание дьявола.