Необходимость примирения Армении с Турцией была главной мыслью послания, с которым обратился папа Франциск к армянам в субботу, на второй день визита в страну. Утром он был на службе в Гюмри, втором по величине городе на западе страны, а вечером выступал после «молитвы за мир» в присутствии представителей государственной власти.
Франциск рассуждал о «памяти» и о трагедии: в частности речь идет об устроенном Турцией геноциде 1915 года. Должна ли память быть пропитана ненавистью, или же опираться на милосердие? У папы тут нет и тени сомнения. Он попросил христиан (более 97% населения страны) с помощью «божественного милосердия» превратить память об этих «ужасных испытаниях» в «примирение со всеми, в том числе и с врагами». В частности, с Турцией.
Но для этого еще предстоит проделать долгий путь: во время «молитвы за мир» глава Армянской церкви (обладает давней историей и никак не связана с Римом) Гарегин II публично раскритиковал Турцию и подчеркнул, что примирению должно предшествовать восстановление «справедливости», в частности по преступлениям против человечности.
Не запирать веру в «исторических архивах»
День начался с визита на памятное место, мемориальный комплекс Цицернакаберд на ереванских высотах. В годовщину трагедии 24 апреля туда каждый год поднимаются сотни тысяч армян, чтобы отдать дань памяти погибшим в устроенной Турцией бойне. В 1918 году число погибших достигло 1,5 миллиона. Франциск провел там долгое время в раздумьях перед этими двумя выступлениями.
В Гюмри папа предостерег от «опасности» и «соблазна» «свести» «светоч веры» к «чему-то из прошлого». Когда вера «заперта в архивах истории, она теряет свою преобразующую силу и позитивную открытость ко всем». Начиная с «милосердия Иисуса».
Раз в церкви сейчас наступило «время милосердия», он призвал армян вернуться к учению одного из отцов-основателей Армянской церкви Григора Нарекаци. Это был большой знаток жизни, потому что «он учит, что нам прежде всего необходимо признать нашу потребность в милосердии. Не замыкаться в себе перед лицом бед и ненастий, а с искренностью и доверием открываться Всевышнему, милосердному и близкому, другу людей, огню, который выжигает чащу грехов».
В Ереване папа продолжил свою мысль. Прежде всего, он подчеркнул, что Армения — «первая страна, принявшая христианскую веру». Об этом свидетельствуют хачкары (знаменитые армянские каменные кресты), которые «рассказывают уникальную в своем роде историю, пропитанную прочной, как камень, верой и невероятными страданиями».
В тот момент он вспомнил о другом духовном отце Армянской церкви, святом Нерсесе I Великом, который осознал, что «только милосердие в силах облегчить память и залечить раны прошлого, только любовь стирает предрассудки и позволяет признать, что открытость к брату очищает и улучшает личные убеждения».
«Его пример призывает нас найти в себе смелость отказаться от закостенелых убеждений и частных интересов во имя простой и направленной на окружающих любви: таков благословенный елей христианской жизни, драгоценный духовный бальзам, который исцеляет, укрепляет и освящает». Кроме того, «нежность любви смягчает черствость сердец христиан, которые тоже нередко замыкаются на себе и своих интересах».
«Страдания» — это «предупреждение»
Папа призвал армян воспользоваться духовностью для очищения памяти и стать «послами мира», потому что всем сейчас нужно увидеть их «чистейший пример». В частности во избежание нового кровопролития на Ближнем Востоке.
По словам Франциска, о «страданиях» нужно напомнить, чтобы они «стали предупреждением на все времена, чтобы мир больше никогда не угодил в спираль подобных ужасов!». В то же время «даже самая великая боль, измененная спасительной силой Креста, глашатаями и свидетелями которой стали армяне, может стать семенем будущего мира».
«Пропитанная любовью память обретает возможность пойти новыми и удивительными тропинками, где корни ненависти превращаются в проекты примирения». Такая память «не позволяет поглотить себя обманчивой силе мщения». Что касается молодежи, папа призывает ее быть не «свидетелем статус-кво, а активной силой продвижения культуры встречи и примирения».
В заключении он пожелал, чтобы «Бог поспособствовал примирению армянского и турецкого народов и наступлению мира в Нагорном Карабахе», который оспаривают друг у друга Армения и Азербайджан.
Глава Армянской церкви придерживается иных взглядов
Католикос всех армян Гарегин II, который также присутствовал на молитве за мир, явно придерживается совершенно иных взглядов. И он не стал этого скрывать.
Взяв слово по протоколу перед папой Франциском, он отдал дань уважения его инициативе, но заявил, что дело не сдвинется, пока «Турция, прислушавшись к голосу Вашего Преосвященства, а также призывам многих государств и международных организаций, не найдет в себе смелости посмотреть в лицо истории».
Турция должна «положить конец блокаде Армении». И «отказаться от поддержки военных инициатив Азербайджана, направленных против права народа Карабаха на свободную и мирную жизнь». По его словам, «роль православных церквей и священнослужителей не может ограничиваться помощью жертвам, примирительными словами и пасторскими призывами».
Гарегин II уверен, что «мира не достичь, не восстановив справедливости». Ведь «только справедливость, основа прав людей и народов, может считаться прочным фундаментом предотвращения преступлений против человечности и самым реалистичным путем окончательного урегулирования конфликтов».