Следственный комитет РФ доложил о расследовании уголовного дела в отношении экс-главы Московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова, бежавшего в США из России после начала допингового скандала. В ведомстве считают, что Родченков уничтожил почти полторы тысячи проб за три дня до проверки Всемирного антидопингового агентства (WADA), приведшей к закрытию лаборатории, чтобы скрыть следы собственных преступлений. «Спектр» предлагает вспомнить все эпизоды этого спортивного детектива.
От фильма к дисквалификации
Допинговый скандал начался в конце 2014 года с документального фильма телекомпании ARD «Секретное дело — допинг: как в России делают победителей» (Geheimsache Doping — Wie Russland seine Sieger macht), снятого немецким журналистом Хайо Зеппельтом. В основу фильма легла история российской легкоатлетки Юлии Степановой и ее супруга Виталия, бывшего главного специалиста российского антидопингового агентства РУСАДА. В прошлом Степанова (до замужества — Русанова) выступала в беге на дистанции 800 метров, но была дисквалифицирована на два года за применение нелегальных препаратов.
Информаторы утверждали, что в российском спорте выстроена целая система обхода допинг-тестов, в которой задействованы все: от спортсменов и тренеров до сотрудников РУСАДА, федераций и министерства. К примеру, Юлия Степанова обвиняла работающих со сборной людей в вымогательстве денег за помощь в приобретении препаратов и прохождении необходимых проверок. По словам Виталия Степанова, этим же занимался и Григорий Родченков.
Чтобы проверить эти сведения, 11 декабря 2014 года WADA создало независимую комиссию, председателем которой назначили экс-президента организации Ричарда Паунда. Результатом ее работы стал 323-страничный доклад, опубликованный 9 ноября 2015 года. Основываясь на свидетельствах участников событий, комиссия заключила, что в Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF) и в России систематически нарушаются правила и регламенты, принятые в сфере допинг-контроля. Отмечалось также регулярное вмешательство Министерства спорта РФ в дела антидопинговых служб.
В итоге эксперты предложили, в частности, отозвать аккредитацию у РУСАДА, уволить его главу, дисквалифицировать Всероссийскую федерацию легкой атлетики и приостановить работу Московской антидопинговой лаборатории. Российские власти предсказуемо резко отреагировали на такие выводы. Министр спорта Виталий Мутко заявил, что государство не влияет на ситуацию с допингом в стране, а многое из сказанного в докладе не подкреплено фактами. В свою очередь, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков посчитал обвинения голословными. Впоследствии даже автор фильма о допинге признал, что не проверял слова своих информаторов, но процесс давно приобрел необратимый характер.
Беглец-информатор
В отчете WADA Родченкова прямо называют пособником и соучастником незаконных манипуляций. Особое внимание комиссии привлекло сообщение о присутствии сотрудников ФСБ в помещениях лаборатории в Сочи в период Олимпиады и в Москве. Всего Родченкова уличили в сокрытии 1417 тестов.
Директор лаборатории вначале категорически отрицал факт нарушений, указывая, что уничтожал только пробы с истекшим сроком годности, да и то в плановом порядке. Однако всего через несколько дней после публикации документа он подал в отставку, и после того, как 11 ноября 2015 года она была принята, уехал в США.
Общаясь с The New York Times, Родченков рассказал о существовании многолетней допинговой программы, разработанной в России с целью обеспечить спортсменам победу на Олимпиаде в Сочи. По данным бывшего руководителя московской лаборатории, как минимум 15 медалистов стали участниками этой программы, в том числе Александр Легков, Александр Третьяков и Александр Зубков. Он утверждает, что лично разработал «коктейль» из трех запрещенных препаратов (метенолон, тренболон и оксандролон), которым они полоскали рот вместе с алкоголем: женщины с вермутом «Мартини», а мужчины — с виски «Чивас». Тем самым вещества якобы быстрее усваивались организмом.
По ночам специалисты по допингу и сотрудники спецслужб, говорит Родченков, подменяли анализы на взятые месяцами ранее, каким-то образом взламывая специальные емкости с индикацией вскрытия. Таким путем было подменено около 100 тестов по спискам, присланным из Министерства спорта.
«Пока люди праздновали успех чемпионов Олимпийских Игр, мы сидели и подменяли их мочу. Представляете, как организованы олимпийские виды спорта?», — уверяет Григорий Родченков. Как отмечает газета, химик хвастался своим умением спасать атлетов от наказания.
9 июня издание «Спорт-Экспресс» сообщило, что Родченков также включил Максима Вылегжанина, Алексея Воеводу и всю женскую сборную по хоккею в список людей, употреблявших его «коктейль».
Дела семейные
Следственный комитет (СК) возбудил уголовное дело против Григория Родченкова 18 июня по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 201 УК РФ («Злоупотребление полномочиями»). По словам официального представителя ведомства Владимира Маркина, следствие начато после проверки информации, которую он изложил в интервью СМИ.
Как следует из опубликованного СК пресс-релиза, свидетели подтвердили, что Родченков занимался незаконной реализацией запрещенных допинговых веществ и обещал клиентам уладить вопрос с пробами. «У следствия есть основания полагать, что Родченков являлся не просто исполнителем, а именно автором и организатором целого ряда подобных схем», — говорится в заявлении.
По данным Следственного комитета, те 1417 тестов экс-глава лаборатории уничтожил, чтобы скрыть факт нелегальной продажи медицинских препаратов и избежать уголовной ответственности. Теперь ведомство будет добиваться возможности допросить Григория Родченкова в США.
Владимир Маркин также напомнил, что сестру Родченкова Марину в 2012 году осудили за аналогичное преступление. Ее приговорили к полутора годам колонии строгого режима за приобретение анаболических стероидов с целью сбыта, но позднее срок заменили на условный.
Тем временем Спортивный арбитражный суд в Лозанне должен до 21 июля рассмотреть коллективный иск Олимпийского комитета России и 68 спортсменов касательно постановления IAAF о дисквалификации Всероссийской федерации легкой атлетики. В случае отрицательного решения россияне смогут подать заявку на участие в Олимпиаде в Рио-де-Жанейро только в индивидуальном порядке, доказав собственную непричастность к скандалу.
«Они [российские легкоатлеты] должны быть вне своей страны, в незапятнанной и системе, которая — как мы можем проверить — безопасна и свободна от пагубных влияний. В моем понимании пока речь может идти только об одном случае», — цитирует Associated Press главу IAAF Себастьяна Коу. По мнению агентства, чиновник имеет в виду Юлию Степанову, которой IAAF разрешила выступать под олимпийским флагом за «выдающийся вклад в борьбу против допинга в спорте».
Рассказанная Григорием Родченковым история действительно больше похожа на сценарий детективного сериала, в котором он всего лишь играл роль исполнителя. В Следственном комитете же его считают главным организатором, но при таком подходе слишком многие чиновники рискуют остаться без внимания правоохранительных органов. Желание СК «отмазать» от происшедшего вышестоящие инстанции, в частности Министерство спорта, вполне понятно, только, если верить следователям, получается, что Родченков, действуя в личных интересах, получал деньги напрямую от спортсменов, а значит, они и виновны в первую очередь.